Разделы презентаций


Презентация на тему Родственные слова

ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Родственные слова. Игры и упражнения.Копылова Елена Владимировнаучитель-логопедМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Центр развития ребёнка
Текст слайда:


Родственные слова.
Игры и упражнения.

Копылова Елена Владимировна
учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг


Слайд 2
ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по
Текст слайда:

ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания

Дошкольный возраст:


Школьный возраст:


с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме

Речевые недочеты


Слайд 3
р’одственный, -ая, -ое; -вен, -венна -   близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам
Текст слайда:


р’одственный, -ая, -ое; -вен, -венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам
(Толковый словарь Ушакова)



Слайд 4
ЦЕЛИ:показать богатство родного языка и его выразительных средствпривлечь детей к активному участию в процессе словообразования
Текст слайда:


ЦЕЛИ:
показать богатство родного языка и его выразительных средств

привлечь детей к активному участию в процессе словообразования


Слайд 5
ЗАДАЧИ:  формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их качественное и количественное
Текст слайда:


ЗАДАЧИ:
формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их
качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу)
обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования
развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления




Слайд 6
Участники проекта
Текст слайда:

Участники проекта


Слайд 7
иПринцип коммуника-тивностиПринцип последовательностиПринцип отбора лингвистического материалаПринцип индивидуально-личностного ориентирования
Текст слайда:

и

Принцип коммуника-тивности

Принцип последовательности

Принцип отбора лингвистического материала

Принцип индивидуально-личностного ориентирования


Слайд 8
Основные методы обучения
Текст слайда:


Основные методы обучения


Слайд 9
Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»
Текст слайда:


Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»


Слайд 10
Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)       Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе
Текст слайда:



Первый этап.
Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
      
 Цель:
- знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей
- Знакомство с понятием «Родственные слова»
       

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами


Слайд 11
Игры «Какое слово длиннее?» Цель:  развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку  Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось
Текст слайда:

Игры


«Какое слово длиннее?»
 Цель:  развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку  
Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось значение слов (двор – дворник, гриб – грибник)   изображенных на картинке, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее
«Запомни, повтори»
Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц
Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница)

«Лото»
Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово
Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

 

Игры и игровые упражнения 


Слайд 12
Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май)    Цель – формирование навыков образования производных
Текст слайда:


Второй этап.
Первый год обучения (декабрь - май)
 
Цель – формирование навыков образования производных слов

Приёмы работы:
- выделение родственных слов из контекста
- подбор родственных слов по вопросам;
- составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);
- нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;
- определение общей части родственных слов.
 



Слайд 13
Игры и игровые упражнения «Ответь на вопросы» Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда Ход упражнения. Педагог задаёт детям
Текст слайда:


Игры и игровые упражнения 

«Ответь на вопросы»
 Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда 
Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают:
Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя
Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие
Назовите зиму ласково. Зимушка
Если хлеб посели под зиму, то он какой? Озимый
Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал

«Найди лишнюю картинку»
Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память
Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя


Слайд 14
Третий этап. Второй год обучения (сентябрь – май)      Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов.      
Текст слайда:


Третий этап.
Второй год обучения (сентябрь – май)
     
Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов.
      
Задачи:
- закрепление навыков подбора производных слов по знакомым   словообразовательным моделям;
закрепление навыков применения словообразовательных правил

  Формы работы: индивидуальные занятия
в малых подгруппах (2 – 3 человека), подгрупповые занятия (5-6 человек)


Слайд 15
Игры и игровые упражнения «Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов1-й вариант. Педагог называет родственные
Текст слайда:


Игры и игровые упражнения 

«Родственники»
 Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам 
Оборудование. Схемы слов
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение
2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом

- главное слово - сложное слово

- слово-предмет (не главное) - множественное число существительного

- слово-действие - слово с уменьшительно-ласкательным
суффиксом

- слово – признак - существительное, образованное с
суффиксом увеличения

- слово, образующееся от взаимодействия человека с главным словом
















Слайд 16
«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое
Текст слайда:


«Ребусы»
 Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление
Оборудование. Карточки-задания

(Дождь)

. Какое слово здесь «спряталось»?

(Задождить)

«Какое слово спряталось?»

«Прочти по первым звукам»


Слайд 17
Система взаимодействия логопеда и воспитателя ЛогопедВоспита-тель Информирование педагогов о состоянии речевого развития и характере речевых нарушений детейПроведение
Текст слайда:

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

Логопед

Воспита-тель

Информирование педагогов о состоянии речевого развития и характере речевых нарушений детей
Проведение консультаций
Определение с педагогами содержания, форм, фиксирующей документации по взаимодействию

Упражнения в правильном употребле-нии грамматических категорий

Развитие и совершенствование связной речи

Развитие внимания, памяти, логического и других форм мышления в играх и упражнениях

Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-семантических конструкций


Слайд 18
Формы организации общения педагога и родителей
Текст слайда:


Формы организации общения педагога и родителей


Слайд 19
Уровень развития навыков словообразования
Текст слайда:


Уровень развития навыков словообразования


Слайд 20
Спасибо за внимание!
Текст слайда:



Спасибо за внимание!


Слайд 21
Информационные ресурсы  Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с
Текст слайда:


Информационные ресурсы

Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009
Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами http://www.polyaush-komsml.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=5014
Формы работы детского сада с родителями http://www.detskiysad.ru/


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика