Слайд 1Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в свете
стандартов второго поколения
Выступление на городском
методическом объединении
учителей русского языка
и литературы
города Подольска Московской области
Морщакиной Марины Викторовны
МОУ «Гимназия №4»
2011 год
Слайд 2Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Компьютер включается
в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных
методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.
Он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим.
Слайд 3Цели и задачи использования ИКТ.
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к
самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
развитие конструктивного,
алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
Слайд 4Цели и задачи использования ИКТ.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией
современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной
деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Слайд 5Направления использования ИКТ.
наглядное представление о лингвистических явлениях;
изучение орфографии и
пунктуации;
система тестового контроля;
подготовка к ЕГЭ.
Слайд 6Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность
учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив
в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Слайд 7В своей практике использую:
Уроки-лекции
Урок анализа текста
Обобщающие уроки
Уроки-практикумы
Уроки развития речи
Слайд 8 Формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
умение обобщать,
анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
умение работать в группе;
умение находить информацию в различных источниках;
коммуникативная компетентность;
осознание полезности получаемых знаний и умений.
Слайд 93. Использование ресурсов сети Интернет.
целенаправленно находить информацию и систематизировать
ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не
фрагментарно,
выделять главное в информационном сообщении.
Слайд 10Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика.
способствует повышению познавательного интереса
к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся
проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Слайд 11Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя.
ИКТ дают:
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в
обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Слайд 12Эффективность использования электронно-методических материалов.
1. Реализуются новые цели образования:
организация самостоятельной продуктивной
деятельности;
формирование информационной грамотности и компетентности;
индивидуализация процесса;
ценностно-смысловое определение
учащихся.
Слайд 13Эффективность использования электронно-методических материалов.
2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за
счет:
расширения возможностей доступа к образовательной информации;
совершенствования организационных форм и
методов обучения, воспитания;
формирования умения самостоятельно приобретать знания;
визуализации представленной информации;
ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
развития творческого потенциала учащихся;
незамедлительной обратной связи;
одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.
Слайд 14Эффективность использования электронно-методических материалов.
3.Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения
трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.
Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учителем и учениками материалов.
Слайд 15Результаты использования ИКТ в образовательном процессе.
Повышение качества образования по предмету.
Повышение
познавательного интереса к предмету.
Повышение уровня информационной культуры .
Увеличение доли
самостоятельной продуктивной деятельности на уроке.
Возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении.
Слайд 16Результаты ГИА за 2010-2011 учебный год
Слайд 17Итоги использования компьютерных технологий таковы
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников
и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной
деятельности детей на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объема предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
Слайд 18Итоги использования компьютерных технологий таковы
улучшение организации урока (дидактический материал всегда
имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учеников и
разнообразие его формы;
включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.