Слайд 1
Семинар-практикум
социальных педагогов
школ г. Мичуринска
« Работа социального педагога общеобразовательного
учреждения
с детьми «группы риска»
МБОУ СОШ № 18 имени
Э.Д. Потапова
Структурное подразделение-отделение № 1
Слайд 2Воспитания личности каждого ребенка, прочерчивание индивидуальной траектории развития ребенка в
быстро меняющихся условиях жизни на основе диалога учителя и ученика,
цель которого научить ребенка делать правильный выбор – актуальная проблема современной педагогики.
Слайд 3Актуальность:
рост детской преступности, наркомании;
тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением;
низкий
уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних;
рост агрессивности несовершеннолетних;
нежелание учиться и
работать.
Слайд 4« Человек рождается на свет полным добра, а испортить его
могут жизненные обстоятельства»
Ж . Ж . Руссо
Слайд 5Учащиеся "группы риска"
– это категория детей, которая в силу определенных
обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям
со стороны общества; это дети, для которых характерно проявление различных девиаций и существует риск укоренения девиантного поведения, как основополагающего, в сознании ребенка, т.е. риск зарождения и развития соответствующих особенностей личности.
Слайд 7К детям «группы риска» относятся:
Инфантильные дети
Дети с трудностями произвольности и
самоорганизации
Тревожные дети
Астеничные дети
Неуверенные дети
Гипертимные дети
Отличники и перфекционисты
Застревающие дети
Слайд 8К детям группы риска относятся:
Социально запущенные дети;
социально
незащищенные дети;
дети из неблагополучных семей;
дети с девиантным поведением;
«педагогически
запущенные» дети;
дети-инвалиды;
дети на опеке и без попечения родителей;
Слайд 9«Педагогически запущенные» дети
– это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные,
обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения
в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Слайд 10 - эти дети отчуждаются не только от школы, но
и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают
криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
«Социально запущенные» дети
Слайд 11Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации
или в неблагоприятных для жизни условиях.
Причины социальной незащищенности:
Экономические
Экологические
Медицинские
Психологические
Криминогенные
Слайд 12антисоциальное (делинквентное) поведение
асоциальное (аморальное) поведение
аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
дети с девиантным
поведением
Слайд 13Дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети-сироты — это лица в возрасте
до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальная сирота — это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Слайд 14Дети - инвалиды
- это дети до 16 лет, имеющие
значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития
и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучением, общения, трудовой деятельности в будущем.
Слайд 15Дети «группы риска» дошкольного возраста
пониженная познавательная активность,
отставание в развитии
речи,
задержка психического развития,
отсутствие навыков общения,
конфликты со сверстниками.
Сложность
выражения чувств
Слайд 16Дети «группы риска» младшего школьного возраста
отклонения в развитии интеллектуальной сферы,
часто не посещают школу,
с трудом усваивают учебный материал,
задержка
в развитии мышления,
неразвитость саморегуляции, умения управлять собой
Слайд 17Подростки «группы риска»
трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми
, сложность
взаимоотношений
нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности),
усугублением трудностей в
овладении учебным материалом,
проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения).
В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека
Слайд 18Дети «группы риска» старшего школьного возраста
неумение общаться
с людьми, трудности установления контактов
низкий уровень социального интеллекта,
неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности,
низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.);
Слайд 19Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.
Слайд 20www.themegallery.com
Company Logo
Межведомственное взаимодействие социального педагога школы в работе с детьми
«группы риска»
медицина
Центры
ЗОЛ
Слайд 21Социальные службы, работающие с детьми «группы риска»
Центр неотложной
помощи
«Телефон доверия»
Кабинет анонимного приема
Выездные
бригады
Центр семейного воспитания
Слайд 22Работа с детьми «группы риска» включает в себя пять этапов:
Слайд 23Социальный состав школы
на декабрь 2011
Слайд 24анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
выявление акцентуаций характера (анкетирование);
установление
форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
Слайд 25
План работы школы с детьми «группы риска»
Слайд 26Изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий
семейного воспитания.
Беседа;
Психологический тренинг;
Встреча с родителями;
Индивидуальные консультации;
Родительский лекторий;
Проведение внеклассных мероприятий совместно
с родителями.
Слайд 27Вовлечение несовершеннолетних в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение
успеха в ней
Участие в городских соревнованиях по ПДД «Безопасное колесо»
Участие
волонтерской группы в городском и областном конкурсе волонтерских агитбригад «Здоровое питание – здоровое поколение», октябрь, декабрь 2011 года (заняли первое место в городе)
Молодежный слет «Иди дорогою добра» на базе МГПИ
Слайд 28Выступление агитбригады «Позиция
Слайд 29Выпуск стенгазеты «Быть здоровым – здорово»
Слайд 30Распространение памяток, буклетов, листовок
copyright 2006 www.brainybetty.com
Слайд 31Психологический тренинг «Как вести себя в компании»
copyright 2006 www.brainybetty.com
Слайд 32Круглый стол «Жизнь прекрасна – не потрать её напрасно»
copyright 2006
www.brainybetty.com
Слайд 33Социальная деятельность школы:
Социальная диагностика.
Организационно-воспитательная деятельность.
Коррекционная работа
Просветительская работа.
Работа
с учащимися.
Работа с педагогическим коллективом
Работа с родителями.
Слайд 34Программа работы с детьми группы риска «Перспектива»
Слайд 35Задачи программы «Перспектива»:
Своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и
поведении
Своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации
Своевременное
выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Детей-инвалидов
Организация психолого-педагогической помощи детьми их родителям
Внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями
Слайд 36Направления реализации программы
Работа с учащимися
Работа с семьей
Работа с педагогами
Организация досуга
детей
Слайд 38Общие правила при работе с детьми "группы риска"
Ответственность педагога за
принятие решения.
Особая осторожность в определении ситуации и рекомендациях.
Первостепенность работы с
семьей.
Слайд 39
Основные принципы воспитания.
Воспитание в коллективе и через коллектив
Индивидуальный и дифференцированный
подход
Опора на положительное в личности и коллективе
Гуманизм в воспитании
Стимулирование активности
личности.
Слайд 40Благополучие ребенка в нравственно здоровой семье – основа воспитания личности,
важнейший из факторов, препятствующий возникновению отклоняющегося поведения.