Слайд 1Выполнили студентки
«Дзержинского педагогического колледжа»
группы ПНК-2
Медведева Е.В, Бегина Е.Ю,
Абдуллина Г.И.
Методики изучения памяти
Слайд 2
Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный, памяти,
по сути дела перестает быть человеком.
Память - это познавательный процесс
в ходе которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение, удаление информации. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Слайд 3Методики изучения памяти
Методик изучения памяти существует
довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман
Эббингауз. (метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других.)
Слайд 4В свое время Блюма Вульфовна Зейгарник, работая под руководством Курта
Левина, придумала методику незавершенных заданий. Она заключалась в том, что
испытуемый получал множество заданий, некоторые из которых прерывались и затем изучалась память на завершенные и прерванные задания.
Слайд 5
Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые
используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека.
1.Методика
двойной стимуляции
2.Методика «Пиктограмма» (по А.Р.Лурия);
3.Методика «Память на числа»
4.Методика «Воспроизведение текстов»
Слайд 6МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
Методика двойной стимуляции —
психологическая методика, разработанная на основе теории Льва Семеновича Выготского об
опосредствованном характере высших психических функций.
Слайд 7
Цель методики: определить условия увеличения продуктивности опосредованного запоминания и его
объем, определить объем зрительной и слуховой памяти
Оборудование: 15 слов и
15 картинок, связанных по смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й набор)
Возрастной диапазон: 15-17 лет
Слайд 8Методика «Пиктограмма»
Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет
большую ценность для диагностики шизофрении. Предложена Лурия.
Слайд 9Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема
слуховой памяти.
Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом),
2 листа чистой бумаги.
Возрастной диапазон: 14-16 лет
Слайд 10Методика «Память на числа»
Методика "Память на числа" предназначена для оценки
кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в
том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Слайд 11Методика «Воспроизведение текстов»
Цель методики: Исследование понимания и запоминания
текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Возрастной диапазон:
В зависимости от сложности текста, эту методику можно проводить и для детей и для взрослых
Слайд 12
Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что
испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который
спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести.
Методики:
1.Куб Линка.
2.Изучение типа памяти.
3.Методика «Заучивания 10 слов».
4. «Узнавание фигур»
Слайд 13Куб Линка
Цель методики: Определение степени сообразительности испытуемого при
решении простейшей конструктивной задачи.
Оборудование: 1. Набор из 27
кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету
В проведенных этого эксперимента при первом сложении куба наилучший результат был 3 мин 10 с, наихудший — 18 мин 5 с. При втором — наилучший — 1 мин 51 с, наихудший — 11 мин 35с.
Слайд 14Изучение типа памяти
Цель: Определение преобладающего типа памяти.
Оборудование:4 ряда слов, записанных
на отдельных карточках; секундомер.
Возрастной диапазон: от 6-7 лет
Слайд 15
Ряд методик для клинического изучения памяти придумал Лурия Александр Романович.
В частности, методику заучивания 10 слов. Она позволяет исследовать процессы
памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Слайд 16Методика заучивания 10слов
Цель методики: Методика направлена на исследование объема
и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно,
объема отсроченного воспроизведения.
Оборудование: Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.
Возрастной диапазон: не ранее 7,5—8-летнего возраста
Слайд 17Узнавание фигур
Цель методики: Исследовать объем зрительно-предметной памяти и
способность к узнаванию
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур
с разным расположением
Возрастной диапазон: 8-10 лет
Слайд 18Вывод
В ходе проделанной работы можно сказать , что
существует довольно много методик изучения памяти , но самая первая
из них была придумана еще в 19в. Так же можно сказать , что среди методик памяти есть объединение специальных тестов , таких как : 1. Методика двойной стимуляции 2. Методика на память 3. Методика пиктограмма 4. Методика воспроизведения текстов . Исходя из этого , можно сказать , что методика " память на числа "- позволяет оценить объем непосредственной наглядно - образной памяти , Методика "пиктограмма"- это методика для изучения непосредственного запоминания , которое доминирует у взрослого человека , Методика " воспроизведение текстов " - помогает исследовать смысловую память . Для произведения всех представленных методик психолог в основном использует наглядный материал , для лучшего усвоения .