Слайд 1Формы и методы работы
с детьми и родителями, пережившими домашнее
насилие
Терехова Екатерина Владимировна
к.пс.н., зам. директора ГЦ ПМСС
Слайд 2По данным статистики
в России в 2010 г. от насилия в
семьях пострадало 100 227 детей.
1684 ребенка были убиты,
3161
— искалечены,
2386 детям был причинен тяжкий вред
[Данные Детского фонда ООН, 2011 г.].
Слайд 37 тысяч звонков принял в 2011 г. всероссийский телефон доверия
для женщин, пострадавших от домашнего насилия (8-800-7000-600)
Около 2 млн
несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избиваются родителями,
более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье, около половины из них находятся в розыске.
В детских домах 80 % детей — это «социальные сироты», то есть сироты при живых родителях.
Слайд 4Согласно данным общественной организации "Совет женщин МГУ"
58% российских женщин хоть
раз в жизни подвергались агрессии со стороны кого-либо из близких
мужчин.
При этом каждая пятая женщина в России находится в ситуации регулярного жестокого обращения и унижения со стороны мужей постоянно.
Половина избиваемых женщин подвергалась нападению в то время, когда была беременна, кормила грудью, имела маленького ребенка.
Почти 90% опрошенных женщин и мужчин являлись свидетелями сцен супружеского насилия или среди своих родителей, или среди своего нынешнего окружения.
При этом от трети до половины опрошенных готовы оправдать мужа, ударившего жену.
Слайд 5Неблагополучные семьи
подразделяются на семьи:
с явной (открытой) формой неблагополучия;
со скрытой
формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).
Слайд 6Жестокое обращение (насилие) -
это любое поведение по отношении к человеку,
которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу
состояние его здоровья и развития.
Взрослый-Ребенок
Ребенок-Ребенок
Взрослый-Взрослый
Слайд 7Теории возникновения причин
семейного насилия
Сторонники социологической модели подчеркивают влияние социокультурных факторов
(усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов
семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства.
Представители психиатрической, медицинской теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как это следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации.
С точки зрения социально-психологической проявления насилия объясняются личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Наконец, принадлежащие к психологической теории убеждены в том, что ребенок сам создает предпосылки для жестокого обращения, и обосновывают концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.
Поэтому насилие можно трактовать как
многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием
а) личностных особенностей родителей и ребенка,
б) внутрисемейных процессов,
в) социально-экономических условий.
Слайд 9Пренебрежение -
это отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка,
таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и
надлежащем контроле.
Слайд 10ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ –
это хронические формы поведения, при которых унижают,
оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы.
Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Слайд 11Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:
1. Отказ
родителей от детей.
2. Изоляция детей:
а) эмоциональная,
б) физическая.
3. Запугивание.
4. Постоянные оскорбления.
5.
Игнорирование.
6. Развращение детей.
Слайд 12ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ -
это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в
возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К
физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.
Слайд 13СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ —
это использование ребёнка другим лицом для получения сексуального
удовлетворения.
Инцест - это сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными
родственными узами, невзирая на возраст.
Слайд 14По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению
к ребенку может исходить от следующих категорий людей:
родителей (мать, отец,
отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку;
педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);
посторонних наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.
Слайд 15«Сензитивные к насилию» периоды – дошкольный и подростковый возраст
Насильственные методы
воспитания чаще применяют женщины (60%)
Матери виновны в плохом уходе за
детьми (75%)
Мальчиков на 30% наказывают физически чаще
От сексуального преследования девочки всех возрастов страдают чаще (1:4)
Слайд 16ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с
педагогическим коллективом
Слайд 17Работа с детьми
Разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий
деятельности в угрожающих жизни ситуациях,
Занятия по формированию навыков
безопасного поведения,
Правильное сексуальное воспитание детей
Слайд 18Работа с педагогическим коллективом
Информирование о вопросах профилактики
Рекомендации по информационной
безопасности
Информирование о видах и формах психического воздействия и способы защиты
Эмоциональные проявления ребенка и взрослого
Особый ребенок…
Слайд 19Работа с родителями
Аналогичным образом строиться работа и с законными представителями
обучающихся.
Как наладить отношения с собственным ребенком
Скажи жизни да! (профилактика аутоагрессии)
Агрессивное
поведение детей, что делать?
Слайд 20Особенности работы психолога
с жертвами жестокого обращения
Слайд 21Создание условий для создания психологической безопасности ребенка в условиях ПМСС
-центра
Диагностика
Доверие
Технологии работы
Рекомендации
Слайд 22Психодиагностические методики диагностики насилия
«Незаконченные предложения» ( Е.Н. Волкова).
Диагностика когнитивного, эмоционального
и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии с подросткового возраста
2.
Карта наблюдений ( Е.Н. Волкова).
Диагностика внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего насилие
3. Истории
4. ИГРА
5. Рисунки
Слайд 24Индикаторы насилия на рисунках
Отличие от рисунков детей «в норме»
Интерес к
сексуальным темам и повышенное восприятие сексуальности
Само действие ( сексуальное, насильственное)
Особое
внимание нижней части тела (прорисовка или чрезмерное закрашивание)
Чувства, которые являются реакцией на то, что они испытывали
Мимика персонажей
Уклонение от любых признаков сексуальности на рисунке
Анатомические куклы
Слайд 25Признаки насилия
Пренебрежение
Эмоциональное насилие
Физическое насилие
Сексуальное насилие
Слайд 26Диагностика пренебрежительного отношения
Пренебрежение физическими нуждами ребёнка
Очень худой или очень толстый
ребёнок.
Очень бледный, анемичный ребёнок.
Жадно ест, когда предлагают.
Постоянно грязный
ребёнок. .
Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.
Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка
Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей.
Неласковый ребёнок.
Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.
Ребёнок, испытывающий чувство одиночества.
Ребенок часто находится запертым один дома.
Слайд 27Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка:
Ребёнка не показывают врачу, когда
это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.
Отказываются от необходимых
процедур, прививок, предписания врачей.
Не проводят обследования ребёнка.
Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.
Пренебрежение получением ребёнком образования:
Задержка психического развития и речи.
Ребёнок пропускает детский сад или часто опаздывает.
Родители и не интересуются успеами ребёнка.
Слайд 28Диагностика эмоционального насилия
Внешние показатели:
Отстает в физическом развитии;
Существенные недостатки в речевом
развитии;
С трудом поддается воспитательному воздействию;
Отстает в общем развитии от детей
своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики);
Ночное и/или дневное недержание мочи;
Психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», колет в области сердца и т. д.
Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка:
Слишком активно ведет себя, мешая другим;
Имеет странные привычки (кусается, монотонно раскачивается, щиплется, сосет палец и т. д.);
Плохо спит; ночные приступы страха;
Не умеет играть с другими детьми;
Всего боится;
Часто имеет навязчивые идеи;
Дает истерические реакции;
Или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или работу;
Эмоционально невосприимчив, равнодушен;
Грустен, депрессивен;
«Приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.
Слайд 29Диагностика физического насилия
Внешние показатели:
Синяки и кровоподтеки на теле в различной
степени заживания, нанесенные шнуром, ремнем, палкой..
Необъяснимые следы ожогов, как правило,
от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах.
Ожоги горячим предметом (от зажигалки, сковородки, утюга и т. д.).
Внутренние повреждения (разрыв печени, в результате удара в живот).
Переломы, вывихи или растяжения, главным образом черепа, носа, лица, в разных стадиях заживания.
Наличие на голове участков без волос.
Шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами.
След от руки, следы укусов на коже.
Необычное состояние ребёнка после насильственного приема лекарств или алкоголя.
Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка:
Ощущает тревогу в общении с взрослыми.
Испытывает чувство вины.
Проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться.
Боится родителей.
Боится идти домой.
Жалуется, что родители бьют.
Часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг.
Может долго лежать на одном месте, озираясь вокруг.
Не плачет при осмотре врача.
Путано отвечает на вопросы.
Болезненно реагирует на плач других.
Иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому.
Пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание.
Имеет низкую самооценку.
Необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут).
Побег из дома.
Ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).
Слайд 30Диагностика сексуального насилия
Характер травм и заболеваний:
Повреждение генитальной, анальной области,
в том числе нарушение целостности девственной плевы.
«Зияние ануса».
Заболевания, передающиеся половым
путем.
Беременность.
Венерическая болезнь.
Недержание кала («пачкание одежды»), энурез.
Нервно-психические расстройства.
Психосоматические расстройства.
Мочеполовые инфекции и боли в горле.
Внешние показатели:
Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.
Трудности при ходьбе и сидении.
Жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль.
Опухоль или раздражение в области половых органов.
Синяки на внешних половых органах.
Кровотечение из половых органов.
Выделение из половых органов.
Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.
Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.
Слайд 31Особенности психического состояния и поведения ребёнка-жертвы сексуального насилия:
Посттравматические стрессовые расстройства,
неспособность концентрироваться.
Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально-окрашенное поведение.
Гнев, агрессивное
поведение.
Ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.
Деструктивное поведение.
Мастурбация.
Низкая самооценка.
Ночные кошмары и нарушение сна.
Встревоженность и страхи.
Регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста).
Боится оставаться один с кем-то.
Жалуется взрослым на сексуальные посягательства.
Сексуализированное поведение.
Насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Затруднения с половой идентификацией.
Слайд 32Маркеры насилия. Родитель.
Нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом
нуждается
Публичное обвинение и оскорбление ребенка
Отождествление ребенка с нелюбимыми родственниками
Перекладывание на
ребенка ответственности за неудачи взрослых
Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку
Открытое признание в нелюбви
противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
Отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
Неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
Обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
Слайд 34Синдром приспособления
Беспомощность
Ужас
Искаженная идентификация насильника
Искаженная идентификация жертвы
Изменения личности
Приспособление
Катастрофа раскрытия
Травматичная
связь
Процесс сексуального насилия
Первая фаза – вступительная
Вторая фаза –
непосредственно сексуальный акт.
Третья фаза – контроль над сохранением секрета
Четвертая фаза – раскрытие.
Пятая фаза – подавление.
Слайд 35Причин молчания несколько:
Чувствует себя ответственным за произошедшее
Считает себя виноватым но
всем.
Ребёнка запугивали и он верит
Он стыдится говорить об этом.
Его убедили
хранить «секрет».
Его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.
Опасается, что ему не поверят
Не хочет огорчать взрослых
«Никто тебя не любит, как Я», «Это тебе на пользу..»
Слайд 36Эмоциональные реакции детей
на насилие и жестокость
Чувство ответственности за насилие:
Постоянное возбуждение:
Противоречивость:
Страх быть покинутым:
Предательство:
Бессилие:
Удовольствие:
Стыд:
Беспокойство о
будущем:
Слайд 37Ребенок видит насилие в семье
Вовлечение в борьбу родителей
Защитник матери
Отсутствие
информации
Чувство ненужности
Изоляция
Разноречивые чувства по отношению к родителю
Неспособность
выразить чувства вербально
Слайд 38С какими проблемами обращаются жертвы?
когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные,
разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода
из сложных ситуаций;
аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия;
поведенческий уровень: драки; слезы; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.
Слайд 39Последствия жестокого обращения
(отсроченные)
«выученная беспомощность»
низкая самооценка
виктимность
аутоагрессия ( в т.ч.
суициды)
немотивированная агрессии
воспроизводство самой жестокости
трудности социализации
трудности при создании собственной
семьи
Слайд 40Типы детей по готовности
к беседе о насилии
Дети, готовые подробно
рассказать о случившемся одному или нескольким людям
Дети, которые могут сделать
лишь частичное признание (преуменьшают, скрывают информацию)
Дети, которые психологически не готовы к признанию, тк факт насилия открыт без их воли и участия
Дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, а они не рассказывают
Слайд 41Первый контакт в работе психолога с жертвой насилия
Установление раппорта
Дать возможность
выразить травму через игру, фантазии, метафоры или иным способом
СПОСОБЫ СПРАВИТЬСЯ
С ТРЕВОГОЙ
Отрицание в воображении
Подавление спонтанных мыслей
Событие не отражается
Возбуждение
Слайд 42Работа психолога с травмой насилия
Оживление переживания, воспроизведение события
Восприятие события
Особые детали
события
Совладание с травматическим опытом
Внутренний план действий
Наказание или возмездие
Контроль над импульсами
Чувства
после работы
Слайд 43Задачи, стоящие перед специалистом, работающим с ребенком – жертвой насилия
•
отреагировать психотравмирующиую ситуацию;
способствовать уменьшению у ребенка чувств стыда, вины,
бессилия;
• помочь в укреплении чувства собственной значимости;
• сформировать новые поведенческие паттерны;
• способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;
• способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного Я, в том числе и физического образа Я.
Слайд 44Посттравматические стрессовые нарушения
Воспоминания о событии
Повторяющиеся сны о событии
Действия/чувства (де-жа-вю),соответствующие переживаемым
Физиологическая
реактивность , если что –то напоминает
Преувеличенное реагирование
Слайд 45Формы работы
Арт-терапия
Песочная терапия
Работа с пластилином
Сказкотерапия
Куклотерапия
Слайд 46Техники работы
«Хорошее-плохое прикосновение»
«Линия жизни»
«Кукольный домик»
«Четыре картинки»
Слайд 47Техника «Волшебная палочка»
«Если бы у меня была волшебная палочка, я
взмахнул бы ею и…..»
Как теперь выглядит жизнь?
Какие изменения произошли?
Заметно ли
это другим людям?
Слайд 48 «Моя вселенная».
• Мое любимое занятие...
• Мой любимый цвет...
• Мое
любимое животное...
• Мой лучший друг...
• Мой любимый звук...
• Мой любимый
запах...
• Моя любимая игра...
• Моя любимая одежда...
• Моя любимая музыка...
• Мое любимое время года...
• Что я больше всего на свете люблю делать...
• Место, где я больше всего на свете люблю бывать...
• Мой любимый певец или группа...
• Мои любимые герои...
• Я чувствую у себя способности к ....
• Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете...
• Лучше всего я умею...
• Я знаю, что смогу...
• Я уверен в себе, потому что...
Слайд 49РАБОЧИЙ ЛИСТОК «Письмо обидчику»
Адресовано_____________________Дата________________
Я очень давно хотел(а) сказать тебе это.
Я думал(а),
что ____________________и что ты________________
Потом все изменилось. Когда ты сделал(а)
это со мной, я
подумал(а), что__________________и я не понимал(а),
почему_____________________________
Теперь, когда я вспоминаю об этом,
я____________________и я чувствую______________________
Ты_____________________и__________________________
Иногда, думая о тебе, я______________________________
Я хочу сказать, что___________________________________
Если мы когда-нибудь встретимся,
я________________________и___________________________
P.S.
Слайд 50РАБОЧИЙ ЛИСТОК
«Делимся секретом»
1. Что_________________говорил(а) тебе, чтобы заставить
тебя хранить все произошедшее
в тайне и никому не рассказывать об этом?
2. Трудно ли
тебе было держать это в тайне? Хотелось ли тебе кому-нибудь рассказать об этом? Кому?
3. Пытался (пыталась) ли ты кому-нибудь об этом рассказать? Как это происходило?
4. Сколько тебе было лет, когда взрослые обо всем узнали?
5. Откуда твои родители узнали о том. что произошло?
6. Какие чувства ты испытывал(а), когда твою тайну раскрыли?
7. Поверили ли твои родители твоему рассказу? А сейчас они верят тому, что ты говоришь?
8. Что произошло после того, как все об этом узнали? Кто расспрашивал тебя о случившемся?
9. Что случилось потом с твоим обидчиком? Пришлось ли тебе переехать жить на новое место?
Слайд 51РАБОЧИЙ ЛИСТОК
«Письмо родителю, непричастному к насилию»
Адресовано____________________Дата_________________
Когда ты узнал(а), что со
мной произошло, мне показалось,
что ты______________________________________
Иногда, слушая тебя, я____________________, например,
когда ты
сказал(а) мне_____________________
Мне все время хотелось спросить тебя
о________________________и_______________________
Я хотел(а) бы, чтобы ты____________________________
А еще я хочу сказать тебе, что_________________________
P.S.
Слайд 52Законом предусмотрено
несколько видов ответственности
за насилие над несовершеннолетними
Административная
ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Уголовная ответственность
Слайд 53Административная ответственность
В соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ «Об административных
правонарушениях, неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних».
Слайд 54Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения
родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным
законодательством:
- лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ),
- ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ),
- отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).
Слайд 55Уголовная ответственность
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
ст. 112
(умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
ст. 113 (причинение тяжкого
или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта),
ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
ст. 116 (побои),
ст. 117 (истязание),
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
ст. 131 (изнасилование);
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
ст. 135. (развратные действия);
ст. 125 (оставление в опасности);
ст. 124 (неоказание помощи больному);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)
ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Слайд 56Федеральный закон № 120 от 21.05.1999г.
"Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 9. Гарантии исполнения настоящего ФЗ
1) орган прокуратуры
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
3) орган опеки и попечительства
4) орган управления социальной защитой населения
5) орган внутренних дел
6) орган управления здравоохранением
7) орган управления образованием
8) орган по делам молодежи
Слайд 57В России действуют различные телефоны доверия для детей, в частности
всероссийский бесплатный телефон доверия:
8 800 2000 122.