Слайд 1Проект слушателей курсов
«Профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних»
(01.09.-26.09.2015г.)
Тема проекта: «Система
работы школы по профилактике девиантного поведения и делинквентного поведения учащихся
в школе»
Автор проекта:
Андрианова А.А
г.Актобе, 2015 год
Слайд 2Система
работы школы
по профилактике девиантного и делинквентного поведения
несовершеннолетних
Слайд 3Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными
плодами
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое –
трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
«Поздно заметили» … «Поздно учли» …
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Цель:
Создание условий для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного и делинквентного поведения
Задачи :
Разработать и применить систему профилактики девиантного и деликвентного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения;
Помочь осознать свои собственные возможности
Научить принимать собственные решения о своем будущее поведении.
Слайд 5Ожидаемый результат
Начинается процесс осознания собственных возможностей и приобретение умений принятия
решений для своего позитивного будущего.
Слайд 6Что такое девиантное и делинквентное поведение?
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся
от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в
определенных сообществах в определенный период их развития.
Делинквентное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, причем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом.
Слайд 7Основные виды девиантного поведения
Преступность
Алкоголизм
Наркомания
Суицид
Слайд 8Причины
Гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия
Неумение или нежелание родителей,
воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей
Отсутствие доверия, эмоциональных связей между
взрослеющими детьми и их родителями
Слайд 9Как предотвратить развитие девиантного поведения
Укрепление физического и психического здоровья
Слайд 10Обучение жизненно важным умениям и навыкам
Слайд 11Воспитание нравственно-волевых качеств
Слайд 12Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
Слайд 13Профилактическую работу в школе
осуществляют:
Заместительдиректора по воспитательной работе
Классные руководители
Социальный педагог
Педагог
– психолог
Педагоги дополнительного образования
Медицинский работник
Слайд 14Заместитель директора по воспитательной работе:
Оказывает организационно – методическую помощь классным
руководителям в ведении внутришкольного учета
Осуществляет анализ условий и причин негативных
проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению
Готовит соответствующую информацию о деятельности школы по профилактике девиантного поведения
Слайд 15Классный руководитель:
Ведет необходимую документацию в своем классе;
Осуществляет мероприятия по профилактике
девиантного поведения учащихся в классе;
Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу
с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.
Слайд 16Социальный педагог,
Педагог – психолог :
Формируют банк данных об учащихся
и семьях, находящихся в социально – опасном положении;
Взаимодействуют с учителями
– предметниками, родителями, специалистами социальных и психологических служб в оказании социально – педагогической, психологической и иной помощи обучающимся и семьям, находящимся в социально – опасном положении;
Координируют воспитательные усилия школы, семьи, среды и анализируют полученный результат.
Слайд 17Направления профилактической работы
ПРОФИЛАКТИКА
ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
Слайд 18Этапы профилактической работы
Раннее выявление детей «группы риска»
Консультативно
– разъяснительная работа
с родителями и педагогами
Мобилизация воспитательного потенциала
семьи
и окружающей среды
Работа с референтной группой ребенка
Социально – педагогический патронаж
дезадаптированных несовершеннолетних
Привлечение необходимых специалистов
Слайд 19Работа с семьей
осуществление информационно-просветительской
работы с целью профилактики
дисгармонии семейных
отношений и нарушений в семейном воспитании
осуществление диагностической
работы с целью
выявления типа семейного воспитания, установок
родителей по отношению к детям и гармоничности
семейных отношений в целом
осуществление комплексной профилактической
работы в целях восстановления здоровых
взаимоотношений между ее членами и
профилактика имеющихся отклонений
Слайд 20Формы работы
«Педагог-ребенок»
«Педагог-предмет- ребенок»
«Педагог-ситуация-ребенок»
«Педагог-человек-ребенок»
Составление
социально-
педагогического
паспорта класса,
консультации и т.д.
создание газет,
олимпиады,
конференции,
реферат и т.д.
Создание
воспитывающих
ситуаций,
включение
в
досуговые
виды деятельности
(по интересам),
организация выходов,
экскурсий, поездок,
походов и т.д.
Шефство,
кураторство,
наставничество,
встречи со
специалистами,
интересными людьми,
проведение различных
форм работы
совместно
с родителями и т.д.
Слайд 21Приемы индивидуального воздействия
«Стратегия жизни»
«Просьба о помощи»
«Оцени поступок»
«Поощрение»
педагог выясняет
Обсуждает жизненные
планы
воспитанника,
затем пытается выяснить
вместе с ним,
что поможет,
а
что помешает
реализации этих планов
Воспитатель
обращается
к воспитаннику
за советом,
рассказывая о своих
проблемах
и просит найти
способ их решения
Педагог рассказывает
историю и просит
оценить
различные поступки
участников этой
истории
Похвала — поддержка,
похвала — побуждение
к выполнению
принятых решений,
доброе участие
Слайд 22Приемы организации групповой деятельности
«Импровизация»
«Эстафета мнений»
«Самостимулирование»
учащиеся
выбирают интересную
для них тему;
творчески развивают
основные сюжетные
линии,
переносят события
в новые условия,
по-своему их
интерпретируют и т. п.
учащиеся
по цепочке
высказываются
на заданную тему
учащиеся, разделенные на группы,
готовят друг другу встречные вопросы;
вопросы и ответы коллективно обсуждают
Слайд 23Приемы деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика
«Самоотстранение
учителя»
«Инструктирование»
«Распределение ролей»
«Распределение инициативы»
определены
цели и содержание работы,
установлены правила и
формы общения в ходе
его выполнения, учитель
как бы устраняется от
прямого руководства
или берет на себя
обязательства
рядового ученика
на период выполнения
какого-либо творческого
задания устанавливаются
правила, регламентирующие
общение и поведение учащихся
четкое распределение
функций и ролей
учащихся
в соответствии
с уровнем владения
теми знаниями,
умениями и навыками,
которые требуются
для выполнения
задания
создаются равные условия
для проявления инициативы всеми
учащимися
Слайд 24Алгоритм действий администрации школы по организации системы профилактики девиантного поведения
Слайд 25Механизмы воздействия
ежемесячно:
Контроль успеваемости
Контроль посещаемости
Контроль социальной активности
Слайд 26Алгоритм действий классного руководителя по предупреждению правонарушений
Слайд 27Алгоритм действий педагога – психолога школы по факту совершения подростками
правонарушения
Слайд 28Механизмы воздействия
ежедневно
Контроль успеваемости со стороны
классного руководителя
Контроль посещаемости со стороны
классного руководителя
Слайд 29 Классный руководитель обязан в этот же
день узнать причину отсутствия учащегося в школе
Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу
Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.
Слайд 30Механизмы воздействия
по мере необходимости:
Индивидуальные
беседы
с учащимися
Индивидуальные
беседы
с родителями
Беседы
с учащимися
и их родителями
в присутствии администрации
Посещение по месту
жительства
Слайд 31Алгоритм действий социального педагога
Слайд 32Механизмы воздействия
еженедельно:
Контроль посещаемости со стороны
социального педагога
Контроль успеваемости со стороны
социального педагога
Посещение уроков классным руководителем,
социальным педагогом
Слайд 33Механизмы воздействия
по решению Совета профилактики:
Постановка на внутришкольный учет
Направление ходатайства в
ИДН
Направление ходатайства в ОВД
Направление ходатайства в соцзащиту…
Слайд 34Алгоритм действий педагога – психолога
Слайд 36Ресурсы
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/126/38126584_32833656_40.jpg трудный подросток
http://vision.rambler.ru/public/arishamarishkina/1/127/formula-vzaimodeystviya-mejdu-nami.jpg взаимодействие
http://natur-mag.ru/images/1111/aa4c22205dce.png школьник
http://www.nr.edu/library/courseguides/untitled_clip_image002_0016.gif контроль успеваемости
http://img.sunhome.ru/UsersGallery/032005/2154757.jpg школа