Разделы презентаций


Сущность воспитания и его место в образовательном процессе

Содержание

План лекции:Понятие «воспитание» относительно понятий «социализация», «формирование», «развитие» личностиЗакономерности и принципы воспитанияФункции воспитания (структура и логика)Цели воспитанияСамовоспитаниеУправление воспитанием, диагностика воспитанности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сущность воспитания и его место в образовательном процессе
Лекция кандидата педагогических

наук, доцента Ольги Владимировны Правдиной
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Факультет специального образования
Кафедра

педагогики

2012 год

Сущность воспитания  и его место  в образовательном процессеЛекция кандидата педагогических наук, доцента Ольги Владимировны ПравдинойПоволжская

Слайд 2План лекции:
Понятие «воспитание» относительно понятий «социализация», «формирование», «развитие» личности
Закономерности и

принципы воспитания
Функции воспитания (структура и логика)
Цели воспитания
Самовоспитание
Управление воспитанием, диагностика воспитанности

План лекции:Понятие «воспитание» относительно понятий «социализация», «формирование», «развитие» личностиЗакономерности и принципы воспитанияФункции воспитания (структура и логика)Цели воспитанияСамовоспитаниеУправление

Слайд 3Понятие «воспитание» рассматривается в нескольких аспектах:
В педагогическом смысле – специальная

деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организационных средств влияния

на воспитуемого
В социальном смысле - это передача накопленного опыта старших поколений младшим (духовное наследие человечества: ЗУ, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.)
Понятие «воспитание» рассматривается в нескольких аспектах:В педагогическом смысле – специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему

Слайд 4Понятие «воспитание»
(вос-питание) –вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни исходное

значение слова
Наставление (восприятие слова)
Как педагогическое понятие включает в себя

3 признака:
А) целенаправленность (подражание образцу);
Б) соответствие ходу процесса социализации (приобщение к культурным ценностям и преобразование общества);
В) присутствие системы организующих влияний
Понятие «воспитание»(вос-питание) –вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни исходное значение слова Наставление (восприятие слова)Как педагогическое понятие

Слайд 5Понятие «воспитание» (современное понятие)
Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для

развития человека /Российская педаг.энцикл./
Лихачёв Борис Тимофеевич – автор «создания условий».

Василий Васильевич Давыдов поддержал.
Мудрик А.В. «В.- создание условий для целенаправленного системного развития личности»
Выготский Л.С., Леонтьева А.И. – «В. тесно связано с развитием – врастание ребёнка в культуру в процессе социализации»
Понятие «воспитание»  (современное понятие)Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека /Российская педаг.энцикл./Лихачёв Борис Тимофеевич

Слайд 6В. – это система профессиональной деятельности педагога, состоит из 3-х

ключевых компонентов:
Воспитывающая среда
Воспитывающая деятельность
Осмысление мира и себя в этом мире
Модель

поведения,
предъявляемая
социальной средой

Собственная
Деятельность
субъекта

Возвратно-
Оценивающее
Воздействие
среды

В. – это система профессиональной деятельности педагога, состоит из 3-х ключевых компонентов: Воспитывающая средаВоспитывающая деятельностьОсмысление мира и

Слайд 7К механизмам социализации относятся:
Подражание
Внушение
Конформность
Следование нормам
В.-социальное явление и выступает
в роли

одного из факторов жизни и развития общества
В.-целенаправленная подготовка молодого поколения

к жизни в данном обществе, осуществляется через специально создаваемые государством и обществом структуры, контролируемые и корректируемые обществом
К механизмам социализации относятся:ПодражаниеВнушениеКонформностьСледование нормамВ.-социальное явление и выступает в роли одного из факторов жизни и развития обществаВ.-целенаправленная

Слайд 8
Социализация – развитие человека

в результате воздействия всех факторов

социальной среды (микро, мезо, макро, мега)

Воспитание – система целенаправленных взаимодействий и взаимоотношений

Социализация – развитие человека           в результате

Слайд 9Характерные признаки воспитательного процесса:
Целенаправленность
Единство цели
Длительность
Многофакторность
Подвижность
Непрерывность
Комплексность
Вариативность
Двусторонность
Противоречивость
Личность воспитателя
Процесс воспитания длится всю жизнь,

он достаточно динамичен и изменчив

Характерные признаки воспитательного процесса:ЦеленаправленностьЕдинство целиДлительностьМногофакторностьПодвижностьНепрерывностьКомплексностьВариативностьДвусторонностьПротиворечивостьЛичность воспитателяПроцесс воспитания длится всю жизнь, он достаточно динамичен и изменчив

Слайд 10Закономерности и принципы воспитания
Закономерности
воспитания представляют собой существенные внутренние

и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания
Принципы воспитания

– это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формаы и методы воспитательного процесса
Закономерности и принципы воспитанияЗакономерности  воспитания представляют собой существенные внутренние и внешние связи между важнейшими компонентами системы

Слайд 17Воспитание как любой целенаправленный процесс обладает внутренней логикой и структурой,

которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций.
СТУКТУРА И ЛОГИКА

ВОСПИТАНИЯ

3. Функции воспитания (структура и логика)

Воспитание как любой целенаправленный процесс обладает внутренней логикой и структурой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых

Слайд 18 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – изучение личности школьника, студента и социально-

педагогической ситуации ее развития.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – выявление реального уровня развития

школьника, студента; установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – целеполагание, формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ – разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели.

ОРГАНИЗТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ- формирование мотивации развития личности школьника, студента, просвещение, организация деятельности и общения.

КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ – выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – изучение личности школьника, студента и социально- педагогической ситуации ее развития.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – выявление

Слайд 19Цели воспитания
Цель – это мысленное предвосхищение результатов деятельности
В отечественной педагогике

цель воспитания: «Формирование ВСЕСТРОРОННЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ»
1 пласт: интеллектуальное, физическое, психическое,

нравственное, эстетическое
2 пласт: трудовое
3 пласт: экологическое, экономическое, политическое, культурное
Гармоничное – не однобокое, без неравномерностей

Цели воспитанияЦель – это мысленное предвосхищение результатов деятельностиВ отечественной педагогике цель воспитания: «Формирование ВСЕСТРОРОННЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ»1 пласт:

Слайд 20Задачи воспитания :
Умственное воспитание
Воспитание гражданственности
Эстетическое воспитание
Трудовое воспитание
Физическое воспитание
Нравственное воспитание
Экологическое, правовое,

экономическое, политическое, культурное

Задачи воспитания :Умственное воспитаниеВоспитание гражданственностиЭстетическое воспитаниеТрудовое воспитаниеФизическое воспитаниеНравственное воспитаниеЭкологическое, правовое, экономическое, политическое, культурное

Слайд 22Умственное воспитание
Задачи:
1)Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в

самообразовании
2) Формирование опыта (ЗУН) познавательной деятельности, способности к творчеству, к

принятию нестандартных решений, развитие мышления
3) Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, формирование мировоззрения в освоении способов деятельности
4) Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям
Пути осуществления:
В учебном процессе в ОУ общего, профессионального и дополнительного образования
В процессе самообразования
В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми
В результате СМИ
Умственное воспитаниеЗадачи:1)Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании2) Формирование опыта (ЗУН) познавательной деятельности, способности

Слайд 23 5. Самовоспитание
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на

саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательны личностных качеств.
Перевоспитание –

вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.
5. Самовоспитание Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление

Слайд 24Основные мотивы самовоспитания

на разных этапах

его осуществления

Этап осознания самовоспитания. Мотив – стремление к самосовершенствованию

Этап ситуативного самовоспитания. Мотив – стремление через изменение поступков прийти к изменению качеств личности.

Этап «самоисправления поступков». Мотив – стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований.

Источник и движущая сила
самовоспитания –
потребность
в саморазвитии,
достижении желаемого

Основные мотивы самовоспитания

Слайд 25Структура процесса самовоспитания

Структура процесса самовоспитания

Слайд 26Структура процесса самовоспитания
… И снова деятельность
Деятельность

Структура процесса самовоспитания… И снова деятельностьДеятельность

Слайд 276. Диагностика воспитанности
Воспитаность – это степень соответствия школьника его личностного

развития поставленной педагогами цели. Цель выступает мерилом степени педагогического успеха,

она и критерий профессиональной оценки воспитательного результата.

Главный критерий В. школьников – это их дела, мотивы поступки, которыми они руководствуются.
Педагогическая диагностика – это получение педагогической характеристики из материала, полученного особым способом, который прямо нацелен на выявление личностных характеристик.


6. Диагностика воспитанностиВоспитаность – это степень соответствия школьника его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает мерилом

Слайд 28Методики диагностики
Опросник
Анкета
«Недописанный тезис, рассказ, диалог и т.д.»
Ранжирование,
Шкалирование
Рисуночный тест


Методики диагностикиОпросникАнкета«Недописанный тезис, рассказ, диалог и т.д.»Ранжирование,ШкалированиеРисуночный тест

Слайд 29Уровни воспитанности
Нулевой (невоспитанность) – отрицательный опыт поведения, неразвитость самоорганизации и

саморегуляции, несформированность компонентов личности, нарушающих её целостность или деформирующих её

структуру.

Низкий- слабое проявление положительного, неустойчивый опыт поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями

Средний- устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостной характеристики личности, потребность в практической деятельности, осознание необходимость в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.

Уровни воспитанностиНулевой (невоспитанность) – отрицательный опыт поведения, неразвитость самоорганизации и саморегуляции, несформированность компонентов личности, нарушающих её целостность

Слайд 30Уровни воспитанности
Высокий уровень- наличие устойчивого и положительного нравственного поведения, самогуляция

наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц,

проявление активной общественной позиции.
Все компоненты личности – единое целое.
Постоянное стремление к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие, наличие определенных навыков.
Уровни воспитанностиВысокий уровень- наличие устойчивого и положительного нравственного поведения, самогуляция наряду со стремлением к организации деятельности и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика