Слайд 1Сущность воспитания
и его место
в образовательном процессе
Лекция кандидата педагогических
наук, доцента Ольги Владимировны Правдиной
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Факультет специального образования
Кафедра
педагогики
2012 год
Слайд 2План лекции:
Понятие «воспитание» относительно понятий «социализация», «формирование», «развитие» личности
Закономерности и
принципы воспитания
Функции воспитания (структура и логика)
Цели воспитания
Самовоспитание
Управление воспитанием, диагностика воспитанности
Слайд 3Понятие «воспитание» рассматривается в нескольких аспектах:
В педагогическом смысле – специальная
деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организационных средств влияния
на воспитуемого
В социальном смысле - это передача накопленного опыта старших поколений младшим (духовное наследие человечества: ЗУ, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.)
Слайд 4Понятие «воспитание»
(вос-питание) –вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни исходное
значение слова
Наставление (восприятие слова)
Как педагогическое понятие включает в себя
3 признака:
А) целенаправленность (подражание образцу);
Б) соответствие ходу процесса социализации (приобщение к культурным ценностям и преобразование общества);
В) присутствие системы организующих влияний
Слайд 5Понятие «воспитание»
(современное понятие)
Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для
развития человека /Российская педаг.энцикл./
Лихачёв Борис Тимофеевич – автор «создания условий».
Василий Васильевич Давыдов поддержал.
Мудрик А.В. «В.- создание условий для целенаправленного системного развития личности»
Выготский Л.С., Леонтьева А.И. – «В. тесно связано с развитием – врастание ребёнка в культуру в процессе социализации»
Слайд 6В. – это система профессиональной деятельности педагога, состоит из 3-х
ключевых компонентов:
Воспитывающая среда
Воспитывающая деятельность
Осмысление мира и себя в этом мире
Модель
поведения,
предъявляемая
социальной средой
Собственная
Деятельность
субъекта
Возвратно-
Оценивающее
Воздействие
среды
Слайд 7К механизмам социализации относятся:
Подражание
Внушение
Конформность
Следование нормам
В.-социальное явление и выступает
в роли
одного из факторов жизни и развития общества
В.-целенаправленная подготовка молодого поколения
к жизни в данном обществе, осуществляется через специально создаваемые государством и обществом структуры, контролируемые и корректируемые обществом
Слайд 8
Социализация – развитие человека
в результате воздействия всех факторов
социальной среды (микро, мезо, макро, мега)
Воспитание – система целенаправленных взаимодействий и взаимоотношений
Слайд 9Характерные признаки воспитательного процесса:
Целенаправленность
Единство цели
Длительность
Многофакторность
Подвижность
Непрерывность
Комплексность
Вариативность
Двусторонность
Противоречивость
Личность воспитателя
Процесс воспитания длится всю жизнь,
он достаточно динамичен и изменчив
Слайд 10Закономерности и принципы воспитания
Закономерности
воспитания представляют собой существенные внутренние
и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания
Принципы воспитания
– это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формаы и методы воспитательного процесса
Слайд 17Воспитание как любой целенаправленный процесс обладает внутренней логикой и структурой,
которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций.
СТУКТУРА И ЛОГИКА
ВОСПИТАНИЯ
3. Функции воспитания (структура и логика)
Слайд 18 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – изучение личности школьника, студента и социально-
педагогической ситуации ее развития.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – выявление реального уровня развития
школьника, студента; установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности.
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – целеполагание, формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ – разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели.
ОРГАНИЗТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ- формирование мотивации развития личности школьника, студента, просвещение, организация деятельности и общения.
КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ – выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Слайд 19Цели воспитания
Цель – это мысленное предвосхищение результатов деятельности
В отечественной педагогике
цель воспитания: «Формирование ВСЕСТРОРОННЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ»
1 пласт: интеллектуальное, физическое, психическое,
нравственное, эстетическое
2 пласт: трудовое
3 пласт: экологическое, экономическое, политическое, культурное
Гармоничное – не однобокое, без неравномерностей
Слайд 20Задачи воспитания :
Умственное воспитание
Воспитание гражданственности
Эстетическое воспитание
Трудовое воспитание
Физическое воспитание
Нравственное воспитание
Экологическое, правовое,
экономическое, политическое, культурное
Слайд 22Умственное воспитание
Задачи:
1)Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в
самообразовании
2) Формирование опыта (ЗУН) познавательной деятельности, способности к творчеству, к
принятию нестандартных решений, развитие мышления
3) Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, формирование мировоззрения в освоении способов деятельности
4) Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям
Пути осуществления:
В учебном процессе в ОУ общего, профессионального и дополнительного образования
В процессе самообразования
В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми
В результате СМИ
Слайд 23 5. Самовоспитание
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на
саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательны личностных качеств.
Перевоспитание –
вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.
Слайд 24Основные мотивы самовоспитания
на разных этапах
его осуществления
Этап осознания самовоспитания. Мотив – стремление к самосовершенствованию
Этап ситуативного самовоспитания. Мотив – стремление через изменение поступков прийти к изменению качеств личности.
Этап «самоисправления поступков». Мотив – стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований.
Источник и движущая сила
самовоспитания –
потребность
в саморазвитии,
достижении желаемого
Слайд 25Структура процесса самовоспитания
Слайд 26Структура процесса самовоспитания
… И снова деятельность
Деятельность
Слайд 276. Диагностика воспитанности
Воспитаность – это степень соответствия школьника его личностного
развития поставленной педагогами цели. Цель выступает мерилом степени педагогического успеха,
она и критерий профессиональной оценки воспитательного результата.
Главный критерий В. школьников – это их дела, мотивы поступки, которыми они руководствуются.
Педагогическая диагностика – это получение педагогической характеристики из материала, полученного особым способом, который прямо нацелен на выявление личностных характеристик.
Слайд 28Методики диагностики
Опросник
Анкета
«Недописанный тезис, рассказ, диалог и т.д.»
Ранжирование,
Шкалирование
Рисуночный тест
Слайд 29Уровни воспитанности
Нулевой (невоспитанность) – отрицательный опыт поведения, неразвитость самоорганизации и
саморегуляции, несформированность компонентов личности, нарушающих её целостность или деформирующих её
структуру.
Низкий- слабое проявление положительного, неустойчивый опыт поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями
Средний- устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостной характеристики личности, потребность в практической деятельности, осознание необходимость в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.
Слайд 30Уровни воспитанности
Высокий уровень- наличие устойчивого и положительного нравственного поведения, самогуляция
наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц,
проявление активной общественной позиции.
Все компоненты личности – единое целое.
Постоянное стремление к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие, наличие определенных навыков.