Слайд 1
Презентацию подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «с.Иваниха детский сад»
Тимирова Нина
Аязовна
«Танграм для дошкольников: древняя игра в современном детском саду»
Слайд 2Я услышала о старинной китайской игре - головоломке танграм. Меня
очень заинтересовала эта игра. И захотелось, как можно больше узнать
о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры.
Слайд 3Цель. Учить детей составлять из геометрических фигур животных, птиц, людей,
архитектурные строения и т.д.
Задачи. Строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник,
прямоугольник , по заданным параметрам. Развитие познавательного интереса мелкой моторики, памяти, внимания , наглядно образного мышления. Воспитание аккуратности, вежливости в совместной деятельности.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных
и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию.
Слайд 5Гипотеза: если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не
только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение,
зрительную память.
Слайд 6ТАНГРАМ
Танграм – в переводе с китайского
языка обозначает «семь дощечек мастерства», а ещё её называют
картонной головоломкой.
Эта головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода и т. д.).Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Слайд 7История происхождения
Две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого
императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и
сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру « Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название « Танграм» ( тан –китаец, грам – буква).
Слайд 8Педагогическое значение игры "Танграм"
Игра способствует развитию у детей умения играть
по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания
цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Слайд 9Правила игры
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При
составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур
должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Слайд 10Изготовление танграма
Для изготовления танграм возьмите плотный картон, начертите
на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие
фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур.Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолеума и других подручных средств.
Слайд 11Применение танграма
Танграм может применяться на занятиях математики . Для начала
можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить
квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детальки, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.
«Найди отличия» («Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);
– «Выбери по цвету» («Фигуры какого цвета ты выберешь себе?»);
– «Раздели фигуры на группы»;
– «Найди похожие фигуры»;
– «Что на что похоже?».
Слайд 12Использовать "Танграм" можно в развития речи. Дети слушая сказку, составляют
сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора
Слайд 13В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок
научится
анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально
разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра « Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
Слайд 14Заключение
Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу, что комбинируя
на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество
новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов ,а также дети слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.
Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!
Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»