Слайд 1Учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка»
Смыслова
Галина Федоровна
Технология
саморазвития
личности
школьника
Слайд 2 Любая авторская
школа из ничего не возникает. В ее основе всегда принцип.
Е.Ильин
Слайд 3Предлагает широко использовать самоуправляющие (психогенные) механизмы развития личности, для чего
включить в содержание образования метологическую компоненту – вооружить учащихся знаниями
и умениями саморазвития и за счет этого поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению.
Технология саморазвития личности
Слайд 4 В условиях глубокого социального, политического
и экономического кризиса российское образование продолжает развиваться, выдвигает ежегодно (а
может быть, ежемесячно, ежедневно) десятки и сотни новых имён, новых идей, инноваций, технологий.
При этом совершенствование образовательных технологий характеризуется следующими тенденциями:
- содержание образования обогащается гуманитарным компонентом;
- педагогический процесс становится личностно-ориентированным;
- приоритет обучения знаниям переходит к обучению способом умственных действий;
- взаимодействие учителя с учениками становится все более субъект-субъектным;
- внешнюю мотивацию учения ребенка сменяет внутренняя.
Слайд 5 Эти тенденции наиболее выражены в так
называемых развивающих технологиях, которые в качестве важнейших концептуальных положений выдвигают:
опережающую
роль обучения в развитии личности;
субъектность ребёнка в учебной деятельности;
Акцент на формирование способов умственных действий;
Ведущую роль теоретического знания, мышления в овладении основами наук.
Реализация этих тенденций и положений в школьной практике вызывает трудности, в особенности в связи с требованиями, которые предъявляют к ученикам государственные стандарты.
Слайд 6Классификационная характеристика технологии саморазвития личности
По уровню применения - это общепедагогическая
технология, охватывающая целостный образовательный процесс на определенной ступени обучения в
данном учебном заведении.
Слайд 7По философской основе – гуманистическая, антропософская. Концепция гуманизма выражается в
признании ребенка – человека центром школьной образовательной системы, в природосообразности
его приобщения к культурным формам; антропософская позиция реализуется в том ,что в учебно-воспитательном процессе строится система личностно ориентированных человековедческих знаний.
Слайд 8По основному фактору развития – психогенная, делающая ставку на внутреннюю
нравственно-волевую мотивацию деятельности школьников.
Слайд 9По концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторная + развивающая, направленная не только
и не столько на запоминание и усвоение систем знаний, но
главным образом на умение оперировать ими и применять их.
Слайд 10По ориентации на личностные структуры технология направлена на то, чтобы
сформировать нравственно-волевой самоуправляющий механизм личности. Приоритетная цель технологии – развить
самоуправляющие механизмы личности, ее Я- концепцию.
Слайд 11По характеру содержания и структуры – обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая,
проникающая.
Слайд 12По типу управления познавательной деятельностью – система малых групп +
программная (предполагает широко применять разнообразные программы индивидуализации и дифференциации обучения).
Слайд 13По организационным формам – классно-урочная + клубная; клубная форма –
важный компонент жизнедеятельности школьника, ибо обеспечивает переход от учебной деятельности
в учебной ситуации к внеурочной и практической деятельности в реальной жизненной ситуации.
Слайд 14По подходу к ребенку – личностно ориентированная: два субъекта одного
процесса действуют вместе, являются сотоварищами, партнерами, составляют равноправный союз старшего
и опытного с младшим и менее опытным; не один из них не стоит над другим.
Слайд 15По преобладающему методу – развивающая + саморазвивающая. Доминируют активные, проблемные,
творческие методы с одновременным применением стимулирующих средств.
Слайд 16По направлению модернизации традиционного обучения – технология на основе активизации
и интенсификации деятельности детей.
Слайд 17По категории обучающихся – массовая, применимая ко всем категориям и
группам детей.
Слайд 18Психологические этапы деятельности
Деятельность