Слайд 1МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЕГЭ.
СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Составил: кандидат филологический наук, преподаватель русского языка и литературы
Красоткина Е.Ю.
Слайд 2ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Справочные материалы
Признаки сложносочинённого предложения:
наличие нескольких
грамматических основ;
части сложного предложения равноправны по смыслу (нет главной и
придаточной части, поскольку нельзя задать вопрос от одной к другой);
части связаны сочинительной связью (то есть сочинительными союзами: соединительными (и, да (=и); ни…, ни…), противительными (а, но, да (=но), однако, однако же, зато), разделительными (или (иль), либо; то…, не то…, не то…), присоединительными (да, да и, тоже, также), пояснительными (то есть, а именно).
Слайд 3Задание
Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Выделите в
них грамматические основы.
Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на
её лице испугала и удивила его.
Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора.
Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать.
Жизнь каждого принадлежит Отечеству и не удальство а только истинная храбрость приносит пользу.
Слайд 4Задание
Определите количество частей в сложносочинённых предложениях (подчеркните грамматические основы) и
средства связи между ними (союзы) выделите кружком. Расставьте необходимые знаки
препинания.
Кругом залегла тишина но вдруг свежим ветром подуло и разорвалась тишина и солнце в прорыве блеснуло.
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью.
Снег искрился на льду и от этого становилось ещё светлее а мир казался радостным.
Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы и ропщет бор и блещут средь волнистой мглы вершины гор.
Слайд 5ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Справочные материалы. Признаки сложноподчинённого предложения:
наличие нескольких
грамматических основ;
части не равноправны по смыслу, есть главное предложение и
придаточное (от главного к придаточному можно задать вопрос);
части связаны подчинительной связью, то есть подчинительными союзами или союзными словами (=относительными местоимениями): кто, что, где, когда, который, какой, если, пока, чтобы, так как, потому что, оттого что, так что, в виде того что, вследствие того что, благодаря тому что, с тех пор как и др.
Чтобы не ошибиться в определении вида придаточного предложения, нужно:
установить, какая часть является главной;
задать от неё вопрос к придаточной.
Поставить вопрос трудно в том случае, когда придаточное предложение указывает на следствие того, что произошло в главном, или имеет уступительное значение, или содержит сравнение.
Слайд 6Задание
Найдите среди предложений сложноподчинённые (знаки препинания не расставлены). Выделите в
них грамматические основы.
И в небе солнечных тропинок как будто в
поле не сочтёшь.
Могучий дубовый лес стоит по берегам озера закрывая его от ветра и оно всегда спокойно точно наполнено не водой а тяжёлой ртутью.
Всё что пишущий дарит любимому он дарит всему человечеству.
Одиночество которым я наслаждался весь день словно мохнатая лапа вдруг стиснуло мне сердце и неодолимо повлекло к жилью к огню к людям.
Слайд 7Задание
Найдите среди предложений сложноподчинённые (знаки препинания не расставлены). Выделите в
них грамматические основы.
И в небе солнечных тропинок как будто в
поле не сочтёшь.
Могучий дубовый лес стоит по берегам озера закрывая его от ветра и оно всегда спокойно точно наполнено не водой а тяжёлой ртутью.
Всё что пишущий дарит любимому он дарит всему человечеству.
Одиночество которым я наслаждался весь день словно мохнатая лапа вдруг стиснуло мне сердце и неодолимо повлекло к жилью к огню к людям.
Слайд 8Задание
Расставьте необходимые знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы
предложений. Определите вид придаточного предложения.
Земля по которой мы идём уходит
вниз, мягко опускаясь к озеру.
Известие это пришло к раннему вечеру когда уже начинало слегка темнеть.
Лёд был такой прозрачный что даже вблизи его было трудно заметить.
Странствовать по тайге можно только при условии если целый день занят работой.
Слайд 9ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Справочные материалы. Признаки бессоюзного сложного
предложения:
наличие нескольких грамматических основ;
части соединены без помощи союзов и союзных
слов, с помощью интонации;
части связаны по смыслу и строению.
Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения могут быть различны, но именно они определяют выбор знака препинания на границе частей: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.
Слайд 10Задание
Найдите среди предложений бессоюзные сложные (знаки препинания не расставлены). Выделите
в них грамматические основы.
Я выглянул из кибитки всё было мрак
и вихрь.
На лице у него попеременно выступал не то страх не то тоска.
Хочу от вас только одного поторопитесь с выездом.
Старик работал он полировал крышку старого рояля.
Слайд 11Задание
В данных предложениях объясните выбор знака препинания между частями
бессоюзных сложных предложений. Определите смысловые отношения между частями.
С порывом ветра
послышались частые удары топоров: где-то работали плотники.
Погода была ужасная: ветер выл; мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло; улицы были пусты.
На дворе палил летний зной – в доме было прохладно.
Здесь росли две вётлы, место было перекопано канавами, дождём наплюхало целое озеро.
Слайд 12Задание
Расставьте недостающие знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Подчеркните грамматические
основы. Определите смысловые отношения между частями.
Я сделал шаг под дождик
он по-мышиному шуршал в палисаднике.
Я доверяю любящим они великодушны.
Я быстро шёл по улице уже давно настала ночь, вся светлая, роскошная и прекрасная.
Вошёл в аллею она ещё голая извилистые тени спокойно лежат на сухой земле…
Слайд 13СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Справочные материалы. В сложном предложении
могут быть использованы разные виды связи: бессоюзная, сочинительная, подчинительная. Такие
предложения называются сложными предложениями с разными видами связи или сложными синтаксическими конструкциями.
Чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания, работайте по плану:
найдите в предложении грамматические основы;
определите смысловые отношения между частями;
установите, чем связаны части сложного предложения;
обозначьте границы частей знаками препинания.
Слайд 14Задание
Выделите грамматические основы. Расставьте все необходимые знаки препинания, охарактеризуйте
предложения.
Положим что лошади и люди могли переплыть но как перетащить
грузы?
Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать.
Уже давно село солнце но лес ещё не успел стихнуть горлинки журчали вблизи кукушка куковала в отдаленье.
Пробираясь берегом к своей хате я невольно всматривался в ту сторону где накануне слепой дожидался ночного пловца луна катилась по небу и мне показалось что кто-то в белом сидел на берегу.