Слайд 1Учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ № 33 г.Тольятти
Крючкова Оксана
Александровна
Анализ текста
как одна из форм работы
по подготовке
учащихся к ЕГЭ
по русскому языку
Слайд 2Структура сочинения
1.
Вступление
2. Проблема
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Собственное мнение
6. Аргументация собственного мнения
7. Аргументация собственного мнения
8. Вывод
Слайд 3- Внимательно прочитайте текст
- Определите стиль и тип текста
- Определите
микротему каждого абзаца, сформулируйте его основную мысль с помощью цитаты
или собственного высказывания (микротема - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы)
- Определите тему текста (О чем текст?)
- Сформулируйте проблему текста
- Прокомментируйте проблему текста
- Определите позицию автора
С чего начать работу над сочинением?
Слайд 4Внимательное прочтение текста - залог успеха написания сочинения
Изучающее чтение:
если требуется максимально полное понимание
содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях.
Слайд 5о цели его создания
( чего хотел достичь автор)
о каком-либо
факте, событии, человеке
Текст
Содержит
информацию
ИНФОРМАТИВНОСТЬ –
ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ
ТЕКСТА
об авторе
( его отношении к поднятым вопросам)
Слайд 6 Стиль текста
поможет определить авторскую позицию
Публицистический стиль
Тексты отражают
реальную жизнь.
Слово эмоционально.
Автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о
них читателя.
Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения.
Автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателя.
Слайд 7 Стиль текста
поможет определить авторскую позицию
Художественный стиль
Художественная литература
создаёт правдоподобный, но вымышленный мир.
Автор исследует и анализирует общие темы
и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах.
Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:
а)дать возможность читателю представить описываемые события,
б)передать свои эмоции,
в) вызвать ответные чувства и переживания.
Слайд 8Стиль текста
поможет определить авторскую позицию
Художественный стиль (продолжение)
Автор чаще
всего не даёт прямых оценок событиям, героям, или их действиям:
читатель сам должен это сделать.
Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.;
Авторскую позицию чаще всего помогает увидеть подтекст.
Слайд 9 Тип речи поможет определить способы
формирования и разворачивания авторской
мысли.
В повествовании необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев и самим
сформулировать авторскую идею.
В описательных текстах основная информация раскрывается через описание наиболее значимых частей предмета, его свойств. Необходимо увидеть, понять и оценить все «составляющие» описываемого в исходном тексте предмета.
В рассуждении автор обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения (тезисы), аргументирует их и делает выводы. Задача – найти авторские тезис, аргументацию и вывод, оценить точку зрения автора и построить свое аргументированное суждение
Слайд 10
Алгоритм выявления проблемы текста
1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
2.
Определите, какие человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
3.Определите, какие
абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм.
4. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.
1. Выявите основную мысль текста.
2. Запишите ее в виде законченного предложения.
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Слайд 11
Автор (ФИО) в данном тексте размышляет над проблемой (ЧЕГО?)…
Автор данного
текста затрагивает проблему (ЧЕГО?)…
В центре внимания ФИО проблема (ЧЕГО?)…
В
тексте ФИО поднимается проблема (ЧЕГО?)…
Предложенный для анализа текст посвящен проблеме (ЧЕГО?)…
Текст ФИО заставил меня задуматься над сложной проблемой (ЧЕГО?)…
ФИО предлагает своим читателя задуматься над проблемой (ЧЕГО?)…
Типовые конструкции
Слайд 12Текстуальный комментарий
представляет собой объяснение текста, следование за автором в
раскрытии проблемы.
Слайд 13Типовые конструкции
Текстуальный комментарий
Художественный стиль
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений
(кого с кем)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Писатель осуждает/одобряет поступок
героя…
Симпатии автора на стороне (кого)…
Не случайно писатель изображает (кого, что)…
Слайд 14Типовые конструкции
Текстуальный комментарий
Публицистический стиль
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор заставляет
читателя задуматься (над чем)
В качестве примера автор рассматривает…
Автор доказывает, что…
Автор
разделяет мнение (кого)…
Слайд 15
Позиция автора художественного текста
(идеи текста)
Слайд 16Типовые конструкции
для формулирования позиции автора
Автор делает вывод: ….
Автор убеждает
нас в том, что….
Автор призывает нас (к чему)….
Позиция автора такова:
…..
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: …..
Слайд 18« За что отвечает человек? За всё, что происходит на
земле? Или за что-то очень небольшое?
Есть хорошая книга Рони «
Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на холод, голод, может быть, гибель…
Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.
Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за свои поступки.
Слайд 19Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не
имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они
жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.
Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.
Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.
(Д. Лихачёв)
Слайд 20Работаем над вступлением.
Возможные варианты:
Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился
к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую
он затрагивает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.
Слайд 21Комментарий
К осознанию этой проблемы автор подводит читателя через ряд
вопросов, поставленных в начале текста. Далее автор приводит пример из
книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя». Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и читателю становится понятно, как много зависит от её слаженной работы.
Слайд 22Позиция автора
Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может
привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек
«отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки». И потому поступки каждого из нас должны быть «разумны и человечны»
Слайд 23(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает так, что
мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3) Вроде
бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце.(4) Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…
(5)Всё переменилось в один день. (6) Он вдруг решил, что станет лётчиком.
(7) В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9) Ездить по земле – вот удел человека. (10) А тут летать на самолёте!
Слайд 24(11) На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся,
что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына.
(12) Мало ли чего мы хотим в молодости! (13) Жизнь – жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.
(14) Колька не сдавался. (15) Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.
(16) После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17) Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18) Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19) Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20) Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались
Слайд 25по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных
туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21) Куда я
еду? (22)Что я там буду делать один? (23) Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…
(24) Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25) К его возращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия.(26) Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27) Таковы законы жизни: всё, что взлетел вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28) Камень, птица, мечта – всё возвращается назад…
(29) Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30) Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су».
Слайд 26(31) Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше
подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо
щедро поит птиц. (32) Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.
( По С. Мизерову)
Слайд 27Пишем сочинение
Как должен поступать человек: тосковать по несбывшейся мечте или,
преодолевая трудности, достигать желаемого? Именно эта проблема привлекла внимание С.
Мизерова.
Автор рассказывает нам историю обычного сельского парня Кольки Велина – историю о человеке, который попытался вырваться из мира, где жизнь каждого предопределена от рождения до смерти, где мечта стать лётчиком воспринимается как вздорная идея, чудачество. И вот, когда герой уже сделал шаг навстречу своей заветной цели, его волю парализовал страх – боязнь выбиться из привычной колеи жизни. Так и остался Колька в родной деревне: «Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю». Однако автор не согласен с такой примитивной философией. Не случайно упоминание о том, что сердце героя «стонет от щемящей боли»: всю жизнь Колька носит в себе боль преданной мечты.
Так автор приводит нас к следующему выводу: человек должен стремиться к своей мечте, чтобы потом всю жизнь не сожалеть о бесцельно прожитых годах
Слайд 28 1.Статья «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в
формате ЕГЭ (часть С)»
http://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-russkogo-yazika-v-klasse-rabota-s-tekstom-podgotovka-k-napi.html
2. Н.А.Сенина Русский язык. Сочинение на
ЕГЭ.Курс интенсивной подготовки.Легион-М, 2012
Список использованных источников
3. Г.Т.Егораева.Презентации. ЕГЭ.Учимся писать сочинение
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/16.html#more