Слайд 1БМОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской
области
Аргументы к сочинению С2.1
(ГИА 2012, 9 класс)
Автор: Морозова Алла
Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают
люди, а грамматика – как они думают».
Попробуем подобрать аргументы, доказывающие справедливость второй части высказывания, на примере разных текстов.
Слайд 3Тезис
Чтобы понять смысл второй части высказывания,
нужно выяснить значение слова «грамматика».
Грамматика
– раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Попробуем это доказать.
Слайд 4Контекст №1
(1)И вот бело-синим ослепительным светом раскрылась
ночь. (2)На мгновенье чёрными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. (3)И
снова - тьма. (4)И грохнуло, обрушилось всё небо. (5)Хлынул дождь – сильный, обильный, потоком.
А.Н.Толстой
Слайд 5Пример №1
Так, например, в предложениях 1-5 борьба в
природе, борьба света и темноты передаются не только лексическими средствами,
но и с помощью синтаксиса. Сложное предложение, в котором рисуется первая вспышка молнии, сменяется коротким, простым, безглагольным, которое как бы символизирует поглотившую всё тьму.
Слайд 6Пример №2
Так, например, использованный писателем в предложениях
1-5 обратный порядок слов (раскрылась ночь, появились деревья, обрушилось небо)
позволяет выделить глагол, обратив внимание читателей на характер дождя. Предполагаемые писателем паузы, повышение, понижение голоса создают в этих предложениях определённый ритмический рисунок, способствующий передаче состояния разбушевавшейся природы.
Слайд 7Контекст №2
(1)Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами. И
потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или
черёмухи. (2)Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался вверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно-лаковыми. (3)Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
М.М.Пришвин
Слайд 8Пример №3
Возьмём, к примёру, предложения 1 и 2.
Автор использует в них глаголы 2-го лица единственного числа, чтобы
каждый из нас почувствовал себя действующим лицом. Вместе с автором мы берём почку, растираем её, нюхаем и вспоминаем лето. И помотает нам в этом использование в тексте односоставных предложений.
Слайд 9Контекст №3
(1)Солнце зашло. (2)Запад пылал,
как лицо запыхавшегося от беготни ребёнка. (3)Восточная половина неба была
залита нежно-алыми и лиловыми оттенками. (4)Воздух был тих и звучен. (5)Грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании. (6)Прозрачно мерцал вечер, и незаметно набегали сумерки. (7)Влажная и сонная тишина стояла над рекою. (8)Гладкие струи плескались о сырой песок берега с лёгким шёпотом, словно нежные детские губы целовали мамины руки. (9)Вдали, на берегу, радостно зажглась красная звёздочка костра; там виднелась рыбачья лодка.
Ф.Сологуб
Слайд 10Пример №4
Обратим внимание на форму сказуемых
в предложениях 1-9. В начале и конце текста в роли
сказуемых выступают глаголы прошедшего времени совершенного вида: зашло, зажглась. В середине – несовершенного вида: пылал, набегали. Автор делает это намеренно, т.к. прошедшее время совершенного вида обозначает действия, следовавшие одно за другим, остающиеся налицо в настоящем. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида позволяют показать прошедшие события не в их последовательности, а как совершившиеся в одном временном отрезке, увиденном сразу.
Слайд 11Пример №5
В предложении 9 интересна форма
употребления слова звёздочка. Уменьшительно-ласкательный суффикс -очк- указывает на что-то маленькое,
ласковое, симпатичное автору. Ощущение бесконечной дали благодаря этому слову усиливается: мы видим не сам костёр, а звёздочку – крохотное пятнышко костра.
Слайд 12Пример №6
В качестве примера возьмём составное
именное сказуемое «была залита» (предложение 3). Именная часть «залита» передаёт
основное лексическое значение: небо окрашено в цвета, радующие глаз . Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
Слайд 13Вывод
Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те
грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего
произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.
Слайд 14Образец сочинения, рассчитанный на среднего ученика
Известный лингвист
Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди,
а грамматика – как они думают». Как понять эти слова?
На мой взгляд, под понятием «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику. Слова нужны человеку, чтобы дать имя всему, что есть на свете. Значит, они показывают то, о чём думает человек.
Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, предложения и словосочетания. Она помогает нам связать между собою слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как люди думают.
Слайд 15 Лексика текста____________________ помогает нам понять его мысли, отношение
к героям повествования. В предложениях № мы видим (синонимы, антонимы,
устаревшие слова, просторечная лексика и т.д. – выбери нужное).
Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли, раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Так, вводные слова в предложениях ____, _____, ____ говорят нам о…………………………
Размышляя над словами Г. Степанова, я понял(а), что нужно расширять свой словарный запас, стараться лучше изучить грамматику. Тогда и в устной, и в письменной речи мы будем делать меньше ошибок, станем по-настоящему культурными людьми.
Слайд 16Использованные материалы
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа,
2012. – 319с.
http://www.fipi.ru (Демоверсия КИМ ГИА - 9 2012 г.)