Разделы презентаций


Ассоциативность сюжетов, образов, тем

Содержание

Онегин - Печорин Ассоциативностью могут обладать сюжет, образ, тема, идея, даже если они не находят прямых соответствий в языковых особенностях произведений. Читая текст, мы вдруг вспоминаем какое-то другое произведение.Реминисценции притчи о

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ассоциативность сюжетов, образов, тем.
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей

№3»
г.Сарова
Нижегородской области.
2010

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»	г.СароваНижегородской области.2010

Слайд 2Онегин - Печорин
Ассоциативностью могут обладать сюжет, образ, тема, идея,

даже если они не находят прямых соответствий в языковых особенностях

произведений. Читая текст, мы вдруг вспоминаем какое-то другое произведение.

Реминисценции притчи о блудном сыне в литературе

Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Онегин - Печорин Ассоциативностью могут обладать сюжет, образ, тема, идея, даже если они не находят прямых соответствий

Слайд 3С каким библейским повествованием вызывает ассоциации повесть А.Платонова «Котлован»?
Сказание о

вавилонской башне
Повесть А.Платонова «Котлован»

С каким библейским повествованием вызывает ассоциации повесть А.Платонова «Котлован»?Сказание о вавилонской башнеПовесть А.Платонова «Котлован»

Слайд 4 Вавилонская

башня

Вавилонская башня была построена потомками Ноя.
Племя Хамово, из

опасения угрожающего ему рассеяния и
рабства , вознамерилось воспрепятствовать исполнению
Божественного определения и в союзе с другими племенами
начало строить большой город на долине Сеннаарской,
а при нем высокую башню, которая могла бы служить
центром всех племен и в то же время знаком их равенства.
По недостатку в долине камней строители делали из глины и
обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную
смолу. Господь смешал язык их так, что они, будучи не
в состоянии понимать один другого, должны были прекратить
свое безумное предприятие и разойтись по разным странам,
отчего произошли разные народы, говорящие разными языками.
Город прозван Вавилоном, т. е. смешением.

Вавилонская башняВавилонская башня была построена потомками Ноя. Племя

Слайд 5Найдите сходство и противопоставление

в образах

Найдите сходство и противопоставление            в образах

Слайд 6Как вавилонская башня не была построена
из-за людской гордыни, так

и строительство
котлована не осуществилось, потому что
идея оказалась в

противоречии
с законами природы.

Вавилонскую башню
люди хотели
построить до неба.

Котлован - огромная
яма для строительства
общепролетарского дома.

Как вавилонская башня не была построена из-за людской гордыни, так и строительство котлована не осуществилось, потому что

Слайд 7Смерть ребёнка
вызвала у героя
горькие размышления.
Вощев стоял в недоумении над

этим утихшим ребенком,
он уже не знал, где же теперь

будет коммунизм на свете,
если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном
впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и
истина всемирного происхождения, если нет маленького,
верного человека, в котором истина стала бы радостью
и движеньем?

Смерть ребёнка вызвала у героягорькие размышления.Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал,

Слайд 8Читатель вспомнит мысль Достоевского о том, что мировая гармония не

стоит слезинки ребёнка.
Какие ассоциации вызвала у вас
цитата из повести

«Котлован»?

Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?

Так, ассоциативность образа и идеи позволят читателю,
обладающему знаниями о явлениях культуры, глубоко
воспринять художественную мысль произведения.

Читатель вспомнит мысль Достоевского о том, что мировая гармония не стоит слезинки ребёнка.Какие ассоциации вызвала у вас

Слайд 9Эпизод словесного произведения может вызвать
ассоциации и с произведением другого

вида
искусства.
О каком живописном портрете Екатерины 2
пробуждает воспоминание портрет

императрицы
в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

Она была в белом утреннем платье,
в ночном чепце и в душегрейке.
Ей казалось лет сорок. Лицо ее,
полное и румяное, выражало
важность и спокойствие,
а голубые глаза и легкая улыбка
имели прелесть неизъяснимую.

Эпизод словесного произведения может вызвать ассоциации и с произведением другого вида искусства.О каком живописном портрете Екатерины 2

Слайд 10Портрет Екатерины 2
в повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
пробуждает

воспоминание
о живописном портрете
работы
В.Боровиковского.

Портрет Екатерины 2 в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пробуждает воспоминание о живописном портретеработы В.Боровиковского.

Слайд 11Мария увидела
сначала белую
собачку английской породы,
а затем –

неизвестную даму.
Вспомните текст повести и найдите
сходства в двух

портретах –
литературном и живописном.

Она была в белом утреннем платье,
в ночном чепце и в душегрейке.
Ей казалось лет сорок. Лицо ее,
полное и румяное, выражало
важность и спокойствие,
а голубые глаза и легкая улыбка
имели прелесть неизъяснимую.

Именно такой изображена
императрица на портрете
Боровиковского: не на троне
со скипетром и в горностаевой
мантии, а как бы «инкогнито»,
без всяких атрибутов царской
власти, как простой человек.

Но в позе, выражении лица
столько царственного
достоинства, что,
несомненно, перед нами
царица.

Мария увидела сначала белую собачку английской породы, а затем – неизвестную даму. Вспомните текст повести и найдите

Слайд 12Почему именно такой портрет императрицы
включает в повесть А.С.Пушкин?
Портрет

Екатерины в повести
лишён помпезности, поскольку,
по замыслу автора,


Маша Миронова, встретившись
с царицей, не знает,
кто она такая.

И в решении судьбы
Гринёва Екатерина поступила
и по-человечески,
рассмотрев просьбу Маши,
и по-царски,
помиловав Петра,
так как он не изменял присяге,
оставался верен трону.

Почему именно такой портрет императрицы включает в повесть А.С.Пушкин? Портрет Екатерины в повести лишён помпезности, поскольку, по

Слайд 13Обобщим сказанное
Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции

– напоминать о других произведениях.
Ассоциативность может проявляться в лексике, фонетике,

грамматических особенностях языка, а также в сюжете, образах, теме, идее.
Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.

Обобщим сказанноеАссоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях.Ассоциативность может проявляться

Слайд 14Практикум. Прочитайте стихотворения. Опишите ассоциации, возникшие у вас при чтении. Определите

роль ассоциативности языка в обогащении смысла произведений.

Практикум. Прочитайте стихотворения. Опишите ассоциации, возникшие у вас при чтении. Определите роль ассоциативности языка в обогащении смысла

Слайд 15Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный

выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный

клин в чужие рубежи —
На головах царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Прочитайте стихотворение
Мандельштама. Какую роль
играет в нём ассоциативность
языковых средств?
Как вы поняли
смысл произведения?

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.Я список кораблей прочел до середины:Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,Что над Элладою когда-то

Слайд 16ГРОЗА
Див кличет по древию,

велит послушати
Волзе, Поморью, Посулью, Сурожу...

Запал

багровый день. Над тусклою водой
Зарницы синие трепещут беглой дрожью.
Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью,
Вся млеет травами, вся дышит душной мглой
И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой
Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью,—
Земле незнаемой разносит весть Стрибожью:
Птиц стоном убуди и вста звериный вой.
С туч ветр плеснул дождем и мечется с испугом
По бледным заводям, по ярам, по яругам...
Тьма прыщет молнии в зыбучее стекло...
То, Землю древнюю тревожа долгим зовом,
Обида вещая раскинула крыло
Над гневным Сурожем и пенистым Азовом.

М.Волошин

ГРОЗА     Див кличет по древию, велит послушати     Волзе, Поморью,

Слайд 17Литература
Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

ЛитератураУчебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика