Слайд 1Урок – практикум по теме «Сочинение – рассуждение
( часть
С). Читаем, учимся, пишем»
Слайд 2Цели и задачи урока:
Образовательные:
систематизировать знания учащихся
о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение
анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.
Развивающие:
использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;
Воспитательные:
создать условия для формирования коммуникативной личности
Слайд 3Примерный план сочинения:
Вступление ( может и не быть)
Проблема текста.
Комментарий к
проблеме ( с 2012 года только текстуальный).
Позиция автора.
Согласие/несогласие( только корректное)
с автором.
Аргументация собственного мнения.
Вывод.
Запомни: абзацев в сочинении может быть 3 ,4 , но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности , чтобы эксперту было легче проверить работу.
Слайд 4Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.
о влиянии музыки;
об истинном благородстве;
о
сущности человеческой личности;
о внешнем облике и внутреннем мире человека;
о новых
технологиях;
о настоящей доброте;
о мнимых «звездах» эстрады;
о смысле жизни;
о прошлом и настоящем;
о ценности классической поэзии;
о влиянии живописи на душевный мир человека;
о счастье;
о современной молодежи и др.
Слайд 5Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.
Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением!
Читая внимательно текст, отслеживай проблемы , помни, что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну , которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе , если проблема определена и сформулирована неверно , следовательно , и комментарий , и аргументация окажутся неправильными , тогда вся творческая работа , проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов.
Проблемы бывают:
Злободневными, актуальными , острыми , важными , серьёзными , назревшими , наболевшими , неразрешимыми, спорными и т.д.
Слайд 6Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.
Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются
публицистические тексты
, в которых проблема лежит на поверхности,
чего не скажешь о художественных . Но что же делать , если перед
тобой оказался текст , в котором не так – то просто определить
проблему?
Воспользуйся следующим алгоритмом:
Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
Запишите его. Это и есть проблема текста.
Слайд 7Подсказка
Начать своё сочинение можно, конечно , и
с различных клише, но
лучше всё-таки продумай риторический вопрос, в котором
будет
отражена одна из проблем текста. Такая работа «смотрится» выгоднее.
Слайд 8
Практическая работа.
Она , вся в
лучах заходящего солнца, склонившись на перила , стояла на пирсе.
Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди , торопящиеся по своим делам , они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу , закружив в радужном хороводе всё вокруг.
Наташа зажмурила глаза , сжала руки в кулаки и с твёрдым намереньем ступила на край пирса. Но вдруг в голове мелькнул образ мамы , тихий , светлый и печальный. Мама взглянула на неё как бы с укором, и Наташа поняла , что если она сейчас шагнёт в холодную мартовскую воду , то больше никогда не увидит этих глаз , лучистых и добрых, не услышит такого знакомого и нежного «доченька» , не почувствует родного тепла , когда оно так необходимо.
«Господи, что же я делаю? – пронеслось в голове девушки. – Как же я могла подумать , что никому не нужна?»
Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.
1
2
3
Слайд 9 При работе используй таблицу
Слайд 10Комментарий – это рассуждение , пояснительные замечания по поводу проблемы
текста.
.
Существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный .
С 2012 года рекомендован только текстуальный комментарий ( когда
учащийся объясняет текст , как бы следуя за авторской мыслью в раскрытии
проблемы)
Запомни! Пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайся
объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.
Слайд 11
Правильно написать текстуальный комментарий помогут ответы на следующие вопросы:
Актуальна ли
проблема , над которой задумывается автор?
Кто ещё из авторов обращался
к данной проблеме?
На чём автор заостряет внимание читателя, при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя , путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ?
На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание?
Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает , подчёркивает , обращает внимание читателя и т.д. )?
Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается , негодует , радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?
Подсказка:
Поскольку комментарий располагается
после формулировки проблемы,
то логично его строить так , чтобы он подводил читателя к авторской
позиции . Здесь можно использовать такой переход:
Рассматривая данную проблему , автор подводит нас к выводу…
Рассматривая данную проблему , автор обращает внимание читателя на …
Разве не странно, что проблема…
Таким образом , позиция автора заключается в том , что…
Эти «связующие» предложение очень важны, т.к. обеспечивают
плавный переход от одной микротемы к другой.
Слайд 13Позиция автора – отношение создателя текста
к поднятой проблеме
Запомни, что
если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора –
это ответ на вопрос , поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит , то логика мысли в сочинении нарушена.
Слайд 14Что значит сформулировать авторскую позицию?
Что хотел сказать автор?
Какова цель его
высказывания?
Ради чего всё это написано?
Как сам автор относится к проблеме?
Какие
мысли , чувства являются для автора ключевыми , чему может научить данный текст?
Помни: формулируй точку зрения автора , а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно . В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркни эти слова .
Подсказка : внимательно читай задания А 28 и В 8 , очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.
Слайд 15 Аргументация собственного мнения- это приведение доказательств и примеров для
обоснования собственной мысли.
Аргумент строится так
же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод.
Слайд 17Аргументы могут быть естественными и искусственными.
К естественным аргументам относятся:
Слайд 18
Работаем экспертами
1. Почитай внимательно сочинение учащегося по исходному
тексту , оцени его по критериям.
Слайд 19 Работаем над критериями К 6 и
К6
Запомни , что твой текст должен иметь
целостную структуру. Используй
между предложениями цепную связь , которая обеспечивается при помощи:
Лексических повторов ( только не увлекайся ими);
Однокоренных слова;
Синонимов ( в то числе и контекстными);
Антонимов ( в то числе и контекстными);
Местоимений;
Наречий времени , причины;
Числительных;
Вводных слов и сочетаний;
Союзов , частиц;
Порядка слов;
Вопросительных и побудительных предложений.
Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений , который в публицистической литературе считается нормой , в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.
Слайд 20Заключение
Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог
всей
работы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько , все
взвесь, чтобы
последними одним-двумя предложениями не испортить
ощущение от всей проделанной тобой работы!
Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции:
В итоге я хочу сказать…
В заключение важно отметить…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Выходит , что… и др.
Слайд 21Пишем сочинение по исходному тексту .
В семье
Сверла радостное событие : сын родился.
Родители не налюбуются
отпрыском , соседи смотрят – удивляются : вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор , мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать ( Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках . Когда же приходит пора и пробуют дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать , к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла : и как это сын от рук отбился?
(Ф.Кривин)
Слайд 22Запомни!
Получить высокий балл за сочинение –рассуждение на ЕГЭ по русскому
языку тебе помогут следующие советы :
а) читай как можно больше
– иначе тебе нечего будет привести в
качестве аргумента к собственному мнению, постоянно пополняй
таблицу «Проблема – литературный пример» ;
б) писать лучше по заранее отработанному тобой алгоритму;
в) работа над сочинением не должна занимать больше 90 минут;
г) твоя письменная речь должна быть чёткой и ясной , стараясь
«ввернуть» в свой текст побольше вычурных фраз , рискуешь потерять
баллы по критериям К9 и К10; внимательно проверяй сочинение на
наличие ошибок. Слова и предложения , в написании которых ты не
уверен , лучше заменить;
д) внимательно следи за средствами связи предложений в тексте ( это
твои поощрительные баллы по критериям К5 и К6);
Слайд 23е) написанное сочинение можешь проверить по критериям, только не
льсти себе,
реально оценивай работу!
ж) пиши как можно больше сочинений на
различные проблемы , и тогда
навык даст плоды на экзамене!
и) твой почерк, особенно на экзамене, должен быть максимально
разборчив! Е.Н.Ильин писал: «Плохой почерк не своеобразие , а
безобразие!»
Постарайся , чтобы эксперт , проверяющий твоё сочинение , не потеряв
терпения , прочитал твою работу до конца!
к) увидев на экзамене незнакомый текст , не паникуй, внимательно
прочитай его, тобой написано уже столько сочинений ,неужели
проблема, поднятая в нём, тебе не знакома?
л) не забудь пересчитать слова, помнишь , что их должно быть не менее
150?!
Слайд 25
Список литературы
Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ.
Русский язык: выполнение части 3 (часть С).-М.: Астрель, 2008
1september.ru
Сенина
Н.А., Нарушевич А.Г.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Дону:Легион – М, 2010
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение ( часть С). – М.: Эксмо, 2007
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. – М.: Экзамен, 2012
http://images.yandex.ru