Разделы презентаций


Урок-практикум на тему " Сочинение - рассуждение (ЕГЭ часть С)"

Содержание

Цели и задачи урока: Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок – практикум по теме «Сочинение – рассуждение ( часть

С). Читаем, учимся, пишем»

Урок – практикум по теме «Сочинение – рассуждение  ( часть С). Читаем, учимся, пишем»

Слайд 2Цели и задачи урока:
Образовательные:
систематизировать знания учащихся

о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение

анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.
Развивающие:
использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;
Воспитательные:
создать условия для формирования коммуникативной личности
Цели и задачи урока:   Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой

Слайд 3Примерный план сочинения:
Вступление ( может и не быть)
Проблема текста.
Комментарий к

проблеме ( с 2012 года только текстуальный).
Позиция автора.
Согласие/несогласие( только корректное)

с автором.
Аргументация собственного мнения.
Вывод.
Запомни: абзацев в сочинении может быть 3 ,4 , но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности , чтобы эксперту было легче проверить работу.
Примерный план сочинения:Вступление ( может и не быть)Проблема текста.Комментарий к проблеме ( с 2012 года только текстуальный).Позиция

Слайд 4Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.
о влиянии музыки;
об истинном благородстве;
о

сущности человеческой личности;
о внешнем облике и внутреннем мире человека;
о новых

технологиях;
о настоящей доброте;
о мнимых «звездах» эстрады;
о смысле жизни;
о прошлом и настоящем;
о ценности классической поэзии;
о влиянии живописи на душевный мир человека;
о счастье;
о современной молодежи и др.


Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы. о влиянии музыки;об истинном благородстве;о сущности человеческой личности;о внешнем облике и

Слайд 5Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.

Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением!

Читая внимательно текст, отслеживай проблемы , помни, что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну , которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе , если проблема определена и сформулирована неверно , следовательно , и комментарий , и аргументация окажутся неправильными , тогда вся творческая работа , проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов.
Проблемы бывают:
Злободневными, актуальными , острыми , важными , серьёзными , назревшими , наболевшими , неразрешимыми, спорными и т.д.
Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.   Формулировка проблемы – важный этап

Слайд 6Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.

Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются
публицистические тексты

, в которых проблема лежит на поверхности,
чего не скажешь о художественных . Но что же делать , если перед
тобой оказался текст , в котором не так – то просто определить
проблему?
Воспользуйся следующим алгоритмом:

Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
Запишите его. Это и есть проблема текста.

Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.  Как показывает практика, чаще всего на

Слайд 7Подсказка


Начать своё сочинение можно, конечно , и

с различных клише, но
лучше всё-таки продумай риторический вопрос, в котором

будет
отражена одна из проблем текста. Такая работа «смотрится» выгоднее.

Подсказка  Начать своё сочинение  можно, конечно , и с различных клише, нолучше всё-таки продумай риторический

Слайд 8 Практическая работа.
Она , вся в

лучах заходящего солнца, склонившись на перила , стояла на пирсе.

Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди , торопящиеся по своим делам , они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу , закружив в радужном хороводе всё вокруг.
Наташа зажмурила глаза , сжала руки в кулаки и с твёрдым намереньем ступила на край пирса. Но вдруг в голове мелькнул образ мамы , тихий , светлый и печальный. Мама взглянула на неё как бы с укором, и Наташа поняла , что если она сейчас шагнёт в холодную мартовскую воду , то больше никогда не увидит этих глаз , лучистых и добрых, не услышит такого знакомого и нежного «доченька» , не почувствует родного тепла , когда оно так необходимо.
«Господи, что же я делаю? – пронеслось в голове девушки. – Как же я могла подумать , что никому не нужна?»
Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.

1

2

3

Практическая работа.     Она , вся в лучах заходящего солнца, склонившись на

Слайд 9 При работе используй таблицу

При работе используй таблицу

Слайд 10Комментарий – это рассуждение , пояснительные замечания по поводу проблемы

текста. .
Существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный .


С 2012 года рекомендован только текстуальный комментарий ( когда
учащийся объясняет текст , как бы следуя за авторской мыслью в раскрытии
проблемы)

Запомни! Пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайся
объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.
Комментарий – это рассуждение , пояснительные замечания по поводу проблемы текста. .  Существует два типа комментариев:

Слайд 11 Правильно написать текстуальный комментарий помогут ответы на следующие вопросы:
Актуальна ли

проблема , над которой задумывается автор?
Кто ещё из авторов обращался

к данной проблеме?
На чём автор заостряет внимание читателя, при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя , путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ?
На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание?
Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает , подчёркивает , обращает внимание читателя и т.д. )?
Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается , негодует , радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?


Правильно написать текстуальный комментарий помогут ответы на следующие вопросы: Актуальна ли проблема , над которой

Слайд 12

Подсказка:
Поскольку комментарий располагается

после формулировки проблемы,
то логично его строить так , чтобы он подводил читателя к авторской
позиции . Здесь можно использовать такой переход:
Рассматривая данную проблему , автор подводит нас к выводу…
Рассматривая данную проблему , автор обращает внимание читателя на …
Разве не странно, что проблема…
Таким образом , позиция автора заключается в том , что…
Эти «связующие» предложение очень важны, т.к. обеспечивают
плавный переход от одной микротемы к другой.


Подсказка:

Слайд 13Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме
Запомни, что

если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора –

это ответ на вопрос , поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит , то логика мысли в сочинении нарушена.
Позиция автора – отношение создателя текста  к поднятой проблемеЗапомни, что если проблема – это некоторый вопрос,

Слайд 14Что значит сформулировать авторскую позицию?
Что хотел сказать автор?
Какова цель его

высказывания?
Ради чего всё это написано?
Как сам автор относится к проблеме?
Какие

мысли , чувства являются для автора ключевыми , чему может научить данный текст?

Помни: формулируй точку зрения автора , а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно . В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркни эти слова .
Подсказка : внимательно читай задания А 28 и В 8 , очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.


Что значит сформулировать авторскую позицию?Что хотел сказать автор?Какова цель его высказывания?Ради чего всё это написано?Как сам автор

Слайд 15 Аргументация собственного мнения- это приведение доказательств и примеров для

обоснования собственной мысли.
Аргумент строится так

же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод.
Аргументация собственного мнения- это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли.

Слайд 16 Схема построения

Схема построения

Слайд 17Аргументы могут быть естественными и искусственными. К естественным аргументам относятся:

Аргументы могут быть естественными и искусственными.  К естественным аргументам относятся:

Слайд 18 Работаем экспертами 1. Почитай внимательно сочинение учащегося по исходному

тексту , оцени его по критериям.

Работаем экспертами    1. Почитай внимательно сочинение учащегося по исходному тексту

Слайд 19 Работаем над критериями К 6 и

К6
Запомни , что твой текст должен иметь

целостную структуру. Используй
между предложениями цепную связь , которая обеспечивается при помощи:
Лексических повторов ( только не увлекайся ими);
Однокоренных слова;
Синонимов ( в то числе и контекстными);
Антонимов ( в то числе и контекстными);
Местоимений;
Наречий времени , причины;
Числительных;
Вводных слов и сочетаний;
Союзов , частиц;
Порядка слов;
Вопросительных и побудительных предложений.
Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений , который в публицистической литературе считается нормой , в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.
Работаем над критериями К 6 и К6  Запомни , что твой текст

Слайд 20Заключение
Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог

всей
работы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько , все
взвесь, чтобы

последними одним-двумя предложениями не испортить
ощущение от всей проделанной тобой работы!
Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции:
В итоге я хочу сказать…
В заключение важно отметить…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Выходит , что… и др.
Заключение Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всейработы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько

Слайд 21Пишем сочинение по исходному тексту .

В семье

Сверла радостное событие : сын родился.
Родители не налюбуются

отпрыском , соседи смотрят – удивляются : вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор , мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать ( Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках . Когда же приходит пора и пробуют дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать , к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла : и как это сын от рук отбился?
(Ф.Кривин)
Пишем сочинение по исходному тексту .					   В семье Сверла радостное событие : сын родился.

Слайд 22Запомни! Получить высокий балл за сочинение –рассуждение на ЕГЭ по русскому

языку тебе помогут следующие советы :
а) читай как можно больше

– иначе тебе нечего будет привести в
качестве аргумента к собственному мнению, постоянно пополняй
таблицу «Проблема – литературный пример» ;
б) писать лучше по заранее отработанному тобой алгоритму;
в) работа над сочинением не должна занимать больше 90 минут;
г) твоя письменная речь должна быть чёткой и ясной , стараясь
«ввернуть» в свой текст побольше вычурных фраз , рискуешь потерять
баллы по критериям К9 и К10; внимательно проверяй сочинение на
наличие ошибок. Слова и предложения , в написании которых ты не
уверен , лучше заменить;
д) внимательно следи за средствами связи предложений в тексте ( это
твои поощрительные баллы по критериям К5 и К6);



Запомни! Получить высокий балл за сочинение –рассуждение на ЕГЭ по русскому языку тебе помогут следующие советы :а)

Слайд 23е) написанное сочинение можешь проверить по критериям, только не
льсти себе,

реально оценивай работу!
ж) пиши как можно больше сочинений на

различные проблемы , и тогда
навык даст плоды на экзамене!
и) твой почерк, особенно на экзамене, должен быть максимально
разборчив! Е.Н.Ильин писал: «Плохой почерк не своеобразие , а
безобразие!»
Постарайся , чтобы эксперт , проверяющий твоё сочинение , не потеряв
терпения , прочитал твою работу до конца!
к) увидев на экзамене незнакомый текст , не паникуй, внимательно
прочитай его, тобой написано уже столько сочинений ,неужели
проблема, поднятая в нём, тебе не знакома?
л) не забудь пересчитать слова, помнишь , что их должно быть не менее
150?!

е) написанное сочинение можешь проверить по критериям, только нельсти себе, реально оценивай работу! ж) пиши как можно

Слайд 24Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!

Слайд 25 Список литературы
 
Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ.

Русский язык: выполнение части 3 (часть С).-М.: Астрель, 2008
1september.ru
Сенина

Н.А., Нарушевич А.Г.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Дону:Легион – М, 2010
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение ( часть С). – М.: Эксмо, 2007
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. – М.: Экзамен, 2012
http://images.yandex.ru
Список литературы  Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика