Комментарий к проблеме
Собственное мнение
Аргумент 1
Позиция автора Аргумент 2
Вывод
Аргумент 2
Вывод
Деятельность государственной власти
смысл жизни;
познание и самопознание;
свобода и ответственность;
человек и история;
человек и культура
социальная справедливость/несправед-ливость;
создание правового государства;
соблюдение прав человека;
прогресс и общество;
наука и общество
политика в жизни общества;
гражданское общество;
демократия;
международные конфликты;
разоружение;
терроризм;
национализм
взаимосвязь человека и природы;
глобальная экологическая катастрофа;
потребительское отношение к природе;
экология культуры;
экология языка
эгоизм и гуманизм;
доброта и жестокость;
духовность и бездуховность;
честь и бесчестие;
интеллигентность и хамство;
дружба и предательство;
любовь и ревность;
конфликт поколений
(отцы и дети)
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Запишите её в виде законченного предложения
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Выявите основную мысль текста
Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату: «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» – таким вопросом начитает свой текст Д.С. Лихачёв.
процитировать
указать номера предложений из текста
Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Способы формулирования проблемы
Проблему можно
Типовые конструкции
- Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания автора проблема…
- В тексте (имя и фамилия автора) поднимается проблема…
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему?
Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
- На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
Актуальна ли эта проблема в наши дни?
- Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- -Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем).
- Не случайно писатель изображает (кого, что)…
- Автор сочувствует своему герою…
Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
Автор полемизирует (с кем)…
- Автор подробно рассматривает…
- Автор обращает наше внимание…
Автор
(что делает?)
отмечает, описывает, подчёркивает, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, анализирует, рассматривает, сопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Фрагмент сочинения
(концептуальный комментарий)
Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальнейших проблем современности, привлекает наше внимание Ю. Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».
Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно связана с выделенной вами проблемой.
Не пересказывайте, а анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.
Опора на исходный текст – основное требование к комментированию. Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли.
Не увлекайтесь цитированием. Помните о том, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняйте цитаты.
Положительная оценка: отличный, чудесный, великолепный и т.д.; отрицательная оценка: скверный, безобразный , наглый и т.д. Любящий человек – это великое благо.
Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю: Так что учитесь в великих: размышления об их жизни помогут вам лучше понять себя.
Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора:
Ко всеобщей радости, проблемы вскоре разрешились.
К сожалению, невоспитанные люди встречаются часто.
Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Как много во всём этом ума и чувства красоты!
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).
4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.
Обратите внимание!
Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором.
Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.
Например:
Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Аргументация
(доказательство, доводы)
Тезис
(ваша позиция)
Аргумент 1
(иллюстрация)
Вывод
Аргумент 2
(иллюстрация)
Доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.)
Мнения выдающихся людей
Цитаты из авторитетных источников
Мнение очевидцев
Общественное мнение
Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому)
Аргумент 2
Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык». Вспомним также знаменитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».
Вывод
Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщиться к этому богатству и приумножить его.
Аргумент 1
В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» – так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, которую они защищали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.
Аргумент 2
Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В 1930-31 гг. немецкий писатель Э.М. Ремарк создаёт роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они верили.
Вывод
Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость.
Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть