Разделы презентаций


Учимся писать сжатое изложение

Содержание

Цели: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению; 2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения; 3. обобщить

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учимся писать сжатое изложение

Учимся писать  сжатое изложение

Слайд 2Цели:
1. продолжить подготовку учащихся к части

С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;

2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;
3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Цели:   1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;

Слайд 3 Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке

ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого

изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,  так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а

Слайд 7 Итак, чтобы СЖАТЬ изложение
(т.е. получить СОК),

нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали

(т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение  (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее,

Слайд 8 Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного

текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате

речевых средств" (Валгина Н.С.)
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором

Слайд 9Запомни!!!
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным

по содержанию.

Запомни!!!Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Слайд 11Три способа сжатия текста:
1. исключение, 2. обобщение,

3. упрощение.

Три способа сжатия текста:  1. исключение,  2. обобщение,  3. упрощение.

Слайд 12 При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить

предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить

новый текст.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:выделить главное (существенное) и детали (подробности);убрать детали;пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;пропустить предложения с описаниями

Слайд 13Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных

членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в

данном контексте.   
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:  1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов,

Слайд 14 У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на

лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

Слайд 15У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице

появлялась приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Слайд 162. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов

при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного

сложного, поясняющих содержание первой части.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений

Слайд 17Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и

никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 18Он знал разные языки: и никто не мог распознать в

нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 19При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый

текст.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:вычленить единичные факты;подобрать языковые средства их обобщённой передачи;составить новый текст.

Слайд 20 Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые

с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке

или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много

Слайд 21 Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости

от вкусов и привычек.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Слайд 22 При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или

его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить

сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.

При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым;заменить предложение или его часть указательным местоимением;объединить два или три

Слайд 23 1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Слайд 24 Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая

предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам

Слайд 25 Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Слайд 26 2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Слайд 27 Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь

к родине.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 28 Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 29 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Слайд 30 Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку

ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся

Слайд 31 Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку

ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Слайд 32Этапы работы с текстом

Этапы  работы  с текстом

Слайд 331 этап:
Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
3.

Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя

микротемы каждой части и озаглавливая их.
1 этап:Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)  3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности

Слайд 34У  хорошего плана есть ряд достоинств:
Это самая  краткая запись текста.

Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.


Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

У  хорошего плана есть ряд достоинств:Это самая  краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще

Слайд 35Типы планов:
Вопросный;
Назывной;
Тезисный.

Типы планов:Вопросный;Назывной;Тезисный.

Слайд 362 этап:
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

2.

Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части,

свяжите их между собой, чтобы получился текст.
2 этап:1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

Слайд 37 Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
необходимо передать содержание как

каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы

в один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения - 90-100 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в

Слайд 38Помни!!!
Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Помни!!!Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Слайд 39 Домашнее задание:
Выучить записи в тетради и основные положения

памятки;
Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Домашнее задание:Выучить записи в тетради и основные положения памятки;Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика