Разделы презентаций


Ассоциативность языковых средств

Содержание

Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее известным, обобщаем прочитанное.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ассоциативность языковых средств.
И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…»
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского

языка и литературы
МОУ «Лицей №3»
г.Сарова
Нижегородской области.
2010

Ассоциативность языковых средств.И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…»Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»	г.СароваНижегородской области.2010

Слайд 2Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли:

мы сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее

известным, обобщаем прочитанное.
Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы сопоставляем картины друг с другом и

Слайд 3И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и

полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив

ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Прочитайте стихотворение И.А.Бунина

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной...Срок настанет - господь сына блудного

Слайд 4Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения? Что

является в нём символом красоты?
Читая стихотворение,
мы воссоздаём в воображении


картину знойного летнего
полдня, видим безоблачное
небо, полевую дорогу, цветы,
колосья и травы, слышим гудение
шмелей и понимаем: вот оно
прекрасное. «Полевые пути меж
колосьев и трав» вобрали в себя
всё, что есть прекрасного
в мире, выросли в символ
красоты.
Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения? Что является в нём символом красоты?Читая стихотворение,

Слайд 5Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает

к милосердным коленам?
Эти слова обладают ассоциативностью
(лат. associatio – соединение),

благодаря чему они становятся способными вызвать реминисценции, т.е. напомнить об известных явлениях.
Каких?

Притча о блудном сыне,
картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Ассоциации необычайно
углубляют смысл произведения.

Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к милосердным коленам?Эти слова обладают ассоциативностью (лат.

Слайд 6И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и

полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив

ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Какие смыслы открывает нам
первое прочтение стихотворения?
О чём идёт речь?

Речь идёт об итоге жизни.
Господь спрашивает человека, был ли тот счастлив.
И человек вспоминает моменты наивысшего счастья
– встречу с Прекрасным. Но он чувствует какую-то вину,
в чём-то раскаивается.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной...Срок настанет - господь сына блудного

Слайд 7В чём раскаивается лирический герой?
Понять это можно, вспомнив библейскую притчу.
Младший

сын не просто ушёл от отца,
забрав свою долю наследства.


Сын как бы сказал отцу:
ты мне не нужен, нужно только наследство,
я хочу получить всё сейчас и жить по-своему.
Но юноша не смог жить своим умом
и вынужден возвратиться к отцу.
А отец не только не прогнал его,
но радостно принял как сына,
поступил не по справедливости, а по милосердию.
Поэтому так выразителен
бунинский эпитет «к милосердным коленам».
В чём раскаивается лирический герой?Понять это можно, вспомнив библейскую притчу.Младший сын не просто ушёл от отца, забрав

Слайд 8Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с

картиной Рембрандта?
Мы вспоминаем картину
Рембрандта : измученного
человека в лохмотьях,


припавшего к коленам отца.
Вся фигура сына говорит
о пережитых невзгодах,
о раскаянии, а жест старика
выражает любовь и прощение.


Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной Рембрандта?Мы вспоминаем картину Рембрандта : измученного

Слайд 9Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека

и Бога.

Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога.

Слайд 10И вот теперь, проследив все ассоциативные связи,
вникнем в

смысл стихотворения.
Речь идёт об осмыслении жизни.
Поэт высказывает мысль:
человек

в земной жизни забывает
о Небесном Отце, пытается жить по-своему,
но рано или поздно вынужден
возвратиться к Нему. И только вернувшись к Отцу,
человек в полной мере осознаёт, что красота –
это мир, окружавший его. И душу человека
переполняет чувство благодарности к Богу,
который создал эту красоту и подарил её человеку.
В его сладостных слезах всё: и прозрение,
и раскаяние, и мольба о прощении,
и чистая сыновняя любовь.

Мысль автора выражена благодаря ассоциативности лексики.

И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем  в смысл стихотворения.Речь идёт об осмыслении жизни. Поэт

Слайд 11Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка.
Синтаксические

особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии.
Использование народно-поэтического стиля

в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения.
Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка.Синтаксические особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль

Слайд 12Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха.

Докажите это, обратившись к стихотворению Пушкина «На статую играющего в

бабки».


Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите это, обратившись к стихотворению Пушкина «На

Слайд 13Обобщим сказанное
Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции

– напоминать о других произведениях.
Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями

жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.
Обобщим сказанноеАссоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях.Устанавливая связь изображения

Слайд 14Литература
Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

ЛитератураУчебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика