Слайд 2ЦЕЛИ:
1) дать учащимся знания о порядковых числительных, об их
склонении;
2) формировать навыки образования правильных падежных форм порядковых числительных
и их употребления в речи; развивать умения выражать свои мысли;
3) воспитывать у учащихся интерес к слову, к русскому языку.
Слайд 3Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу
помогать.
Слайд 4 А как мы с вами рассчитывались?
И у каждой группы есть номер. На что указывают эти числительные? Делаем вывод, какие это числительные?
Значит тема сегодняшнего урока? Учащиеся записывают тему урока
«Порядковые числительные»
Слайд 5Прочитайте и решите шараду. Назовите порядковые числительные, определив их роль
в тексте.
Первый слог метут метлой,
Глазом же
зовут второй, Третий резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
В целом – насекомое,
Очень многоногое.
Слайд 6 Числительное
Самостоятельная часть
обозначает число, количество предметов, порядок при
счете
Сколько? Который? (Какой?)
Слайд 7Порядковые числительные
Называют порядковый номер предметов при их счёте
Первый том, второй
том, … двадцатый том
Слайд 8Порядковые числительные
Отвечают на вопросы:
Который? Какой? Какая? Какое? Какие?
числительные
три
третий
четыре четвертый
сто сотый
Например:
Исключение:
первый и второй
Количественные
числительные
Слайд 10Разряд числительных
Количественные
Порядковые
Пять, двадцать три, шестьдесят
Пятый, сто двадцать третий
1.Упражнение 261. Прочитать текст.
Работа по группам: первая – первый
абзац; вторая – второй абзац; третья – третий и четвертый абзац. Прочитать, выписать числительные и определить разряд (цифры записать словами).
Какая информация содержится в тексте? Какую роль играют числительные в тексте?
Слайд 122. Просклоняйте числительные:
1)третий, сорок восьмой;
2)пятый, триста девяностый;
3)восьмой,
двухтысячный.
Слайд 13И. третий сорок восьмой
пятый триста девяностый
Р. третьего сорок восьмого
пятого триста девяностого
Д. третьему сорок восьмому пятому триста девяностому
В. третий сорок восьмой пятый триста девяностый
Т. третьим сорок восьмым пятым триста девяностым
П. о третьем о сорок восьмом о пятом о триста девяностом
И. восьмой двухтысячный
Р. восьмого двухтысячного
Д. восьмому двухтысячному
В. восьмой двухтысячный
Т. восьмым двухтысячным
П. о восьмом о двухтысячном
Слайд 14 3. Творческая работа. Замените цифры числительными. Запишите, ставя числительные
перед существительными
1)Население в 125 тысяч. Шест длиной в 3
метра.
2)Решил задачу № 20. Поход, который продолжался 8 дней.
3). Доходы в 3 миллиона. Бидон вместимостью 11 литров.
Слайд 151) Стодвадцатипятитысячное население. Трёхметровый шест.
2) Решил двадцатую задачу. Восьмидневный поход.
3)Трёхмиллионные
доходы. Одиннадцатилитровый бидон.
Слайд 16 4.Измените по родам порядковые числительные:
1) 4, 100;
2) 7, 50;
3) 11, 20.
Слайд 171)Четвёртый, четвёртая, четвёртое.
Десятый , десятая, десятое.
2)Седьмой, седьмая, седьмое.
Пятидесятый, пятидесятая,
пятидесятое.
3)Одиннадцатый, одиннадцатая, одиннадцатое.
Двадцатый, двадцатая, двадцатое.
Слайд 185.Диктант с преобразованием.
1)Маша перевернула 31 страницу.
А. С. Пушкин родился в 1799 году.
2)Нужная информация была лишь в 21 томе. Н. В. Гоголь родился в 1809 году.
3) 125 километр мы преодолели с трудом. Т. Г. Шевченко родился в 1814 году.
Слайд 191)Маша перевернула тридцать первую страницу.
А. С. Пушкин родился в тысяча семьсот
девяносто девятом году.
2)Нужная информация была лишь в двадцать первом томе. Н. В. Гоголь родился в тысяча восемьсот девятом году.
3) Сто двадцать пятый километр мы преодолели с трудом. Т. Г. Шевченко родился в тысяча восемьсот четырнадцатом году.
Слайд 20 6. Запишите цифры словами. Выделите окончания.
1) 12 апреля, 5
день, 135000 посетитель.
2) 19 конфета, 1 сентября, 3000000 житель.
3)Сбил 7
мишень, 1 Мая, 5000 экземпляр.
Слайд 211) Двенадцатое апреля, пятый день, стотридцатипятитысячный посетитель.
2) Девятнадцатая конфета, первое
сентября, трёхмиллионный житель.
3)Сбил седьмую мишень, Первое мая, пятитысячный экземпляр.
Слайд 22 7. Отгадайте загадки.
Моё величество
Обозначает количество.
Сколько? Два
или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Смотря
чего, нам же не знать.
Люблю я также и порядок,
Для меня он очень сладок.
Который? Первый, второй,
Сто тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь...
Слайд 23Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, в каждом гнезде по
4 синицы.
5 братьев годами равные, да ростом разные.
У 2
матерей по 5 сыновей,
1 всем имя
Слайд 24 У 7 братьев по 1 сестрице. Много ли
сестер?
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком.
Сколько их?
4 брата бегут, друг друга не догоняют.
Слайд 25Рассыпали горох на 77 дорог, никто его подбирает.
2 стоит,
2 лежит, 5 ходит, 6 водит, 7 песенки поет.
4
братца 1 кушаком подпоясаны, под 1 шляпой стоят.
Слайд 26V.Подведение итогов урока.
Я запомнил…
Мне понравилось…
Я не понял…
Слайд 27 VI. Домашнее задание.
С.260 – правило, упражнение 263