Слайд 1Беглые гласные.
Вахрамеева Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №28
г.о Самара
Слайд 21. Этап мотивации.
Нужно учить не рассказом, а работой
и показом.
Пословица.
- Как
вы понимаете смысл этой пословицы?
Слайд 3Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфемика)
Чему научились,
изучая этот раздел?
Что нового мы узнали на прошлом уроке?
Сегодня нам
предстоит изучить еще одну тему из этого раздела, а значит – мы будем открывать новое знание.
Давайте попробуем составить план нашего урока (проговаривается детский план урока).
Слайд 42. Этап актуализации
Вы правы, чтобы перейти к новой теме, нам
надо повторить изученный материал.
- Что мы узнали на
прошлом уроке о чередовании звуков?
Слайд 5Подберите к заданным словам однокоренные с чередующимися гласными.
Расскажите о
чередовании звуков.
Круг –
Камень –
Воздух –
Писать –
Печёт –
Кормить
–
Дрожать –
Слайд 6А сейчас я вам предлагаю задание на пробное действие. Это
задание будет связано с новой темой. На слайде и на
карточках, которые лежат у вас на партах, даны слова. Поставьте их в родительный падеж, выделите корень.
Сон -
Пень -
Угол -
Узел -
День -
Отец -
Ветер -
Рот -
Слайд 73. Этап выявления места и причины затруднения.
Вызвало ли это задание
у вас затруднение?
Почему оно у вас возникло?
(мы не знаем правило)
Слайд 84. Этап построения выхода из затруднения.
Какова же цель нашей работы
на уроке?
(Узнать, как называются гласные, которые то появляются в словах,
то исчезают. Какие это гласные и в каких морфемах они встречаются?)
Верно, а какая же тема нашего урока?
(«Беглые гласные»)
- Что вы будете делать дальше?
(Учащиеся предлагают план дальнейшей работы).
Согласованный план записывается на доске:
По толковому словарю Ожегова найти и прочитать значение слова «беглый».
2. На примере слов выявить, сколько в русском языке беглых гласных и в каких морфемах они встречаются.
3. Сформулировать правило.
4. Построить алгоритм.
Слайд 95. Реализация построенного проекта.
- Сейчас вам предстоит поработать
в парах и построить гипотезу (Ребята высказывают свои гипотезы, формулируют
правило. Все предложения согласовываются, выявляется правильное).
- А теперь попробуйте построить схему, алгоритм работы над правилом. Для этого у вас на партах лежат специальные листы.
Согласованный вариант вывешивается на доску, например:
Изменить слово.
Посмотреть, убегает ли гласная.
Какая это гласная.
Выделить ту морфему, из которой она убегает.
Ответить на вопрос, почему ее называют беглой?
Слайд 106. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А теперь вернемся
к заданию на пробное действие.
(работа проверяется фронтально)
Сон - сна
Пень
- пня
Угол - угла
Узел - узла
День - дня
Отец - отца
Ветер - ветра
Рот - рта
Слайд 11После выполнения задания на доску вывешивается эталон.
Сон – сна.
Пень
– пня.
Угол – угла.
Узел – узла.
День – дня.
Отец – отца.
Ветер
– ветра.
Рот – рта.
Слайд 127. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1 задание
Измените форму слова.
Определите,
убегает ли гласная.
Из какой морфемы.
Лоб –
Угол –
Холодок –
Горец –
Песочек
–
Замочек –
Слайд 132 задание
Выделите части слова, из которых убежали гласные.
Собрать – сбор.
Овражек
– овражка.
Подарок – подарки.
Лев – льва.
Надорвать – надрыв.
Беру – брать.
Слайд 14После выполнения задания на доску вывешивается эталон.
Лоб – лба.
Угол –
угла.
Холодок – холодка.
Горец – горца.
Песочек – песочка.
Замочек – замочка.
Собрать –
сбор.
Овражек – овражка.
Подарок – подарки.
Лев – льва.
Надорвать – надрыв.
Беру – брать.
Слайд 158. Включение в систему знаний и повторение.
Запишите под диктовку.
Легкий ветерок
играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого.
(1.
Найдите грамматические основы предложения, расставьте знаки препинания.
2. Выпишите выделенные слова и помогите вернуть беглые гласные.
Слайд 169. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что вы узнали сегодня на
уроке?
Чему научились?
Все ли вам было понятно?
Оцените свою работу.
Если вы хорошо
разобрались в этой теме, поставьте на полях !!!
Если у вас остались вопросы, и вы затруднялись при
выполнении заданий !?
Если вы совсем ничего не поняли ???