Слайд 1Бессоюзное сложное предложение
Уроки в 9 классе
Учитель Тетерина Л. Н.
Слайд 2Сравните 2 предложения
Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце
и капли падая с них звонко ударяли о лёд пели
песню весны.
Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны.
Найдите грамматические основы.
Расставьте знаки препинания.
В чём разница?
Слайд 3Проверьте
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли,
падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
Толстые
сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
Слайд 4Какие предложения называются сложными бессоюзными?
Бессоюзное сложное предложение — это
предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации
Не
сули журавля в небе —дай синицу в руки.
Девочка плачет : потеряла мячик.
Дождь закончился, туча отошла к лесу.
Наступила зима; охотник, собрав всё необходимое, переселился в зимовьё.
Слайд 5Знаки препинания
Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных
смысловых отношениях (на границе между частями нет ни союзов, ни
союзных слов) , что отражается и в постановке знаков препинания. В бессоюзном сложном предложении ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Слайд 6Теория & 216
1. Читаем параграф (п. 1.)
2. Приведите примеры сложных
бессоюзных предложений.
3.Запишем два из них.
4 .Составим схему.
Слайд 7Какое утверждение является неверным?
А) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения
связываются в устной речи интонацией
Б) Смысловые отношения в бессоюзных сложных
предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений
В) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложений не зависят от характера смысловых отношений между его частями
Слайд 8 Запятая в бессоюзном сложном предложении
1. Между частями
бессоюзного сложного
предложения ставится запятая, если в нем
просто перечисляются
какие-то факты. В этом
случае после запятой легко можно вставить союз
И.
Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному.
(По М.Ю.Лермонтову)
Слайд 9 2. Между частями бессоюзного сложного
предложения, в котором перечисляются
какие-
то факты, может ставиться точка с запятой,
если части предложения
сильно
распространены (содержат однородные члены,
причастные или деепричастные обороты,
уточнения и т.д.)
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.
(Ф.М.Достоевский)
Слайд 103. Точка с запятой может быть поставлена также в таком
бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга.
Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых.
На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита.
(М.Е.Салтыков-Щедрин)
Слайд 11Объясните постановку знаков препинания.
Теплым ветром потянуло, смолк
далекий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул.
(А.Фет)
Простое, перечисление событий
Ночь была лунная, душная; белые стены замоскворецких домов, вид тяжелых ворот, тишина и черные тени производили в общем впечатление какой-то крепости.
(По А.П.Чехову)
Каждая часть предложения осложнена.
Слайд 12Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в БСП выполняет
свою обычную функцию – разъяснительно – пояснительную.
Слайд 13Двоеточие ставится:
1.2 часть раскрывает содержание 1 части (а именно)
Я увидел
занятную картину: два человека били друг друга шапками.
2. Во 2
части есть дополнение ( союз ЧТО)
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь
Слайд 143. 2 часть указывает на причину 1 части (потому что):
Всю
дорогу молчали: говорить было не о чем.
4. Между предложениями можно
поставить слова «и увидел», «и услышал».
Я взглянул на него: глаза его были печальны.
Объясните постановку двоеточия
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его плеча.
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.
Было жарко: топилась печь.
Слайд 15Расставьте знаки препинания
Замолкли звуки чудных песен не раздаваться им опять
приют певца угрюм и тесен и на устах его печать.
Разница
между умным и глупым в одном первый всегда подумает и редко скажет второй всегда скажет и никогда не подумает.
Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил в бесконечность.
Слайд 16Тире в бессоюзном сложном предложении
1. Между 1 и 2 частью
– быстрая смена событий.
Сыр выпал – с ним была плутовка
такова.
2. 1 и 2 части резко противопоставляются.
Косили версту – выкосили грош.
3. 2 часть является выводом из 1 части.
Денег у него много – как не занять?
Слайд 174.2 часть указывает на условие или причину совершения действия 1
части.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Уже семь – пора
вставать.
5. 1 часть указывает на время совершения 1 части.
Пашню пашут – руками не машут.
6. Одна часть содержит сравнение с другой.
Молвит слово – соловей поёт.
Слайд 18Основное – для тире
Время – когда?
Условие – при каком условии?
Противопоставление
- А
- Вывод – ну и что из этого следует?
Слайд 19Объясните постановку тире
Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт.
Источник утоляет жажду
– доброе слово оживляет сердце.
На дворе стоял мороз – в
доме было тепло.
Не поклонишься до земли – грибка не поднимешь.
Улетают птицы – уходит лето.
Слайд 20Объясните постановку знаков препинания
За столом и на скамейках сидели приезжие
якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое – где
перемещались кучки играющих в карты.
Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.
Слайд 21Объясните постановку знаков препинания
5. Только в трех местах тихо мерцали
расплывчатые фосфорические пятна - снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал
в юрту мертвящий якутский мороз.
6. Еду к вашим воротам и думаю: неужто не пустит меня ночевать.
7. Из глубины души уже подымались в нем призывы тайги, его манила уже от серых будней безвестная, заманчивая и обманчивая даль.
Слайд 22Проверьте
Перечисление событий
Второе предложение осложнено
Пояснение
Пояснение
5. Вывод
6. Пояснение
7. Перечисление событий
Слайд 23Расставьте недостающие знаки препинания. (Письменно)
Пламя осветило его лицо глаза глядели
тускло.
Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
У него была задняя
мысль выведать кое – что от старого попика.
Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший догнать конного татарина.
И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.
Проверь себя
Слайд 24Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
Перестал
слушаться - жизнь моя кончилась. (следствие)
У него была задняя мысль:
выведать кое – что от старого попика. (а именно)
Макар удивился при виде этой бешеной скачки: как мог он, пеший, догнать конного татарина. (пояснение)
И потом туманы заколыхались , золотые воины наклонились долу.
Слайд 25Допишите, образуя БСП:
А) Нас охватило чувство страха … (причина)
Б) Я
давно написал другу письмо … (противопоставление)
В) Раздался удар грома …
(быстрая смена событий)
Слайд 26Перепишите сложные союзные предложения, перестроив их в бессоюзные. Расставьте знаки
препинания
А. Любите книгу, так как она открывает вам много интересного.
Б.
Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
В. Было решено, что на сборы выезжаем завтра.
Слайд 27Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения
следующих типов:
А простое с однородными членами (без союзов)
Б бессоюзное сложное
предложение, между частями которого надо поставить запятую
В бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой
Слайд 28Укажите, почему стоит тире в БСП: Для рыбы нужна чистая
вода – будем охранять наши водоёмы.
А) Содержание одного предложения противопоставлено
содержанию другого
Б) Предложения рисуют быструю смену событий
В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении
Слайд 29Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые
сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.
А) Второе предложение
указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б) Второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание.
В) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
Слайд 30Домашнее задание
1.&216/ Упр. 170
2. Упр.179