Слайд 1Урок русского языка
в 9 классе
Учитель МОУ СОШ 17
п. Тырма
Кулыгина Е.Г.
Бессоюзные сложные предложения (БСП)
со значением причины, пояснения,
дополнения.
Слайд 2Общая цель.
Продолжить знакомство с бессоюзными сложными предложениями
Формировать умения устанавливать смысловые
отношения между частями бессоюзных сложных предложений
Слайд 3Актуализация знаний.
Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП).
ОТВЕТ: Сложные предложения,
части которого соединяются между собой без союза или союзного слова.
Как
осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения?
ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу.
Где используются БСП?
ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.
Слайд 4Проверка выполнения домашнего задания
Д\з упр . 215: списать предложения, восстанавливая
знаки препинания (точку с запятой, запятую). Объяснить (устно) пунктуацию предложений.
Прочитайте
только те предложения, в которых вы поставили точку с запятой. Объясните свой выбор.
Прочитайте предложение. которое соответствует схеме (схема записана мелом на доске)
Слайд 5Творческое задание ( по упр. 220)
Составьте 2-3 БСП с описанием
погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений
от данной картины весеннего дня.
См. следующий слайд
Слайд 7Прочитайте получившиеся предложения
Класс корректно должен оценить предложения по критериям:
Верно ли
выполнено задание?
Выразительное, красочное, оригинальное или невыразительное….
Какое предложение вы хотели бы
записать себе в тетрадь? Почему?
Нет ли речевых ошибок?
Слайд 8Вспомните…
Из параграфа 23 « Понятие БСП» вы узнали, какие знаки
препинания используются в БСП. Назовите их.
Какие правила использования тире и
двоеточия вам уже знакомы?
ОТВЕТ: ранее изучили правила постановки тире и двоеточия после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.
Но это были простые предложения. Сегодня мы говорим о БСП.
Слайд 9Запишите в тетрадях тему урока:
«Двоеточие в бессоюзных сложных предложения (БСП)
со значением причины, пояснения, дополнения»
Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте
их..
Все ли цели назвали, проверим…
Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения.
Научиться различать условия употребления запятой, точки с запятой , двоеточия и тире
Слайд 10Изучение нового материала. Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал на
стр. 136-137.
Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в
БСП.
Понаблюдаем за смысловыми отношениями в БСП , в которых поставлены двоеточия.
Слайд 11Двоеточие в БСП
Ответ: Любите книгу, ПОТОМУ ЧТО она
поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать
человека. (имеет значение причины)
Слайд 13Ответ: В весеннюю пору хорошо в лесу, а именно, воздух
особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.
(имеет значение пояснения) Какой ещё вариант возможен?
Слайд 14Двоеточие в БСП
Ответ: Сами видите, что всё вокруг в могущественном
движении. (имеет значение пояснения)
Слайд 15Двоеточие в БСП
Ответ: Пассажиры спешили, ПОТОМУ ЧТО до отправления
оставалось несколько минут.
(имеет значение причины)
Слайд 16Практическая работа (закрепление материала)
Выберите для себя форму работы.
Работа в паре
по карточкам.
Индивидуальная работа по тестам (задания подобные ГИА
и ЕГЭ).
Групповая работа: комментированное письмо.
Слайд 17Работа в группе.
Комментированное письмо.
Спишите предложение,
расставляя пропущенные знаки препинания.
Объясните их постановку.
1. В зрительном зале стало тихо поднялся
занавес.
2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места
Слайд 18Работа в группе.
Комментированное письмо.
Спишите предложение,
расставляя пропущенные знаки препинания.
Объясните
их постановку.
3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок
поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа.
4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.
Слайд 19Работа по учебнику
Выполнить упражнение 223.
выполнить задания к нему.
Слайд 20Рефлексия. Чем интересна тема?
Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой.
1.
Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия.
2. Интересно превращать бессоюзные предложения
в союзные.
3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.
Слайд 21Рефлексия. Что оказалось трудным?
Выберите вариант вашего ответа о самооценке
знаний
1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем
между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.
2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.
Слайд 22Домашнее задание.
Параграф 25, повторить правило,
упражнение 226,
на
«5» – задания 1, 2, 3.
Слайд 23Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и
тире в современной печати и в художественной литературе”.
Можно просмотреть
несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире.
Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.
Слайд 24Источники и интернет-ресурсы
Лилия Аксенова: Русский язык. 9 класс. Диктанты к
учебнику М. М. Разумовской и др. ФГОС, Издательство: Экзамен, 2015 г.
Сборник
диктантов по русскому языку 8-9 классы - http://0bra.ru/publ/diktanty/9_klass/sbornik_diktantov_po_russkomu_jazyku_8_9_klassy/7-1-0-29
К ак сберечь здоровье ребенка от школьных перегрузок - http://www.generation.uz/content/2603
Короткие стихи о весне - http://pesochnizza.ru/english/stihi-o-vesne-english
СМАЙЛИКИ ДЛЯ СТАТУСА В КОНТАКТЕ- http://www.statusyblog.ru/blog/smailiki_dlya_statusa_v_kontakte/2011-09-20-609
Колокольчик - http://www.lesyadraw.ru/raznye/predmety/kak-narisovat-kolokolchik-karandashom-poetapno.html