Слайд 1Буквы о и е
после шипящих и ц
в суффиксах и окончаниях
прилагательных.
Помыканова Наталья Ивановна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ – ООШ села Рюхов
Унечского района
Брянской области
Урок - путешествие
Слайд 2 Цели:
Обучающие: повторить написание букв О и Е после шипящих
в корне слова, повторить написание букв О и Е после
шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно с учащимися открыть правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных, отработать навыки правильного написания гласных О - Е.
Развивающие: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в парах.
Воспитательные: воспитывать творческие способности учащихся.
Слайд 34. Река существительных
3. Гора корней и шипящие
5. Дом Суффиксов
и Окончаний
2. Мост суффиксов
Слайд 4Рюкзак знаний
Дать определение морфемам.
Что называется корнем?
Что называется приставкой?
Что называется суффиксом?
Что называется окончанием?
Слайд 52. Разобрать слова по составу.
Лесной, старушка, чистота,
наводнение,
приболеть.
Слайд 6 III. Мост суффиксов.
Выделите суффиксы
прилагательных:
Звонкий, грузовой, шерстяной,
желтоватый, снежный.
Слайд 7 IV. Гора Корень и Шипящие.
Карта «Алгоритм».
Слайд 8Вставьте пропущенные буквы, где возможно подберите и запишите однокоренные слова
Щ...лкать, ш...в, ш...лк, ш...рох,
деш...вый, капюш...н, ж...лтый
Слайд 9Проверь себя
Щёлкать – щелчок,
шов,
шёлк – шелка,
шорох,
дешёвый - дешеветь,
капюшон,
жёлтый – желтеть.
Слайд 10V. Река Существительных
Существительное: «У меня много различных суффиксов
и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но
как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффиксов О и Е начинают спор. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных. Расставьте им гласные в суффиксы и окончания».
Слайд 11Вставить пропущенные буквы. Записать слова в таблицу
Боч..к,
врач..м, бараш..к, товарищ..м, деревц..м, певц..м, бельч..нок, веноч..к,
луч..м, зеркальц..м, внуч..к, платоч..к.
Слайд 13 Физкультминутка
На зарядке шестой класс.
Мы присядем один раз.
Высоко поднимем
руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
Слайд 14VI. Дом
Суффиксов и Окончаний
Рассказ
Суффикса прилагательного:
«Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме
Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно.
Слайд 15
Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он
стал во всем ему подражать. И число, и род, и
даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить пользу.
Слайд 16
В окончаниях и суффиксах
прилагательных, образованных от
существительных, после шипящих
и Ц под ударением
пишется
буква О, без ударения – буква Е.
Слайд 17Вставьте буквы е и о в окончания и суффиксы прилагательных.
Помните об ударении.
Камыш..вый, хорош..го, парч..вый, чуж..го, больш..го, беж..вый,
пунц..вый, пригож..го, в дремуч..м, кольц..вая, колюч..го, ерш..вый, сторож..вой
Слайд 19Проверь себя
Камышовый, хорошего, парчовый,
чужого, большого,
бежевый,
пунцовый, пригожего, в дремучем,
кольцевая,
колючего, ершовый,
сторожевой.
лото.
Ум хорошо, а
два – лучше.
Работа в парах.
Е С Т
по теме « Буквы О и
Е после
шипящих и Ц в суффиксах и
окончаниях прилагательных».
Слайд 22Работа с перфокартой
Нож..вой удар
Беж..вый цвет
Куч..вые облака Холщ..вый
мешок
Глянц..вая бумага Реч..вой аппарат
Образц..вый ученик Ключ..вая вода
Оранж..вый платок Сторож..вые огни
Слайд 23Итоги урока
- Мы вернулись домой, наш рюкзак стал
тяжелее. Почему?
- Там появились новые знания.
- Какие?
- От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?
Слайд 24Домашнее задание
Для всех:
Составить связный рассказ о правописании гласных после
шипящих, записать план и примеры.
По выбору учащихся:
Мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя
имена прилагательные с суффиксами.
Или
Выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными.
Или
Упражнение из учебника 288.