Разделы презентаций


Жили - были корни

Содержание

Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными.Цель работы:Задачи:Отобрать для изучения слова с чередующимися гласными в корне. 2. Составить словарик корней исключений. 3. Составить ДМ для упражнений.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жили-были корни
Корни с чередованиями

Жили-были корниКорни с чередованиями

Слайд 2Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными.
Цель работы:
Задачи:
Отобрать для изучения

слова с чередующимися гласными в корне. 2. Составить словарик корней

исключений. 3. Составить ДМ для упражнений.
Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными.Цель работы:Задачи:Отобрать для изучения слова с чередующимися гласными в корне.

Слайд 3СЕМЬЯ СЛОВ.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни.

Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него

появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:
СЕМЬЯ СЛОВ.Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень

Слайд 4Как растут слова.
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад

фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться

стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду Словесном.
Как растут слова. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым –  Был

Слайд 5Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело

линию родства - правильно с чередованием напиши слова

Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства - правильно с

Слайд 6Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед

разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части

речи относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание.
Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»:

Слайд 7Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем

стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется

буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных.


В ОСНОВАНИИ РАБОТЫ НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ ЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕНИЕ И ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ!

Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми

Слайд 8О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак,

стой-стай, скоч-скач, плов-плав.

Е//И бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, жег-жиг, чет-чит, леп-лип,

мер-мир, стел-стил, блест-блист, сид-сед + вес-вис.

И//ЕЙ би-бей, пи-пей, ви-вей, ши-шей, ли-лей.

А, Я//ИМ, ИН ня-ним, мя-мин, помя-помин, жа-жим, нача-начин.
О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав.Е//И бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир,

Слайд 9ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.
Глаголы в корнях с чередованием не проверяй ударением!
ВЫРАСТАЛ,

ПРЕДЛАГАЛ - нельзя с помощью РОСТ, ПРЕДЛОГ.
2. Под ударением в

них пишется то, что слышится!
РОСТ и ВЫРАЩИВАЛ, СЛОЖИМ и СЛАЖЕНО.
3. А без ударения – то, о чем говорит специальное правило!
РОСЛА, но РАСТЕНИЕ : перед СТ и Щ – А
ПОЛОЖИЛ, но ПОЛАГАЛ : ЛАГ, когда есть суффикс – А.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.Глаголы в корнях с чередованием не проверяй ударением! ВЫРАСТАЛ, ПРЕДЛАГАЛ - 	нельзя с помощью РОСТ, ПРЕДЛОГ.2.

Слайд 10ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП.
1 .РАСТ, РАЩ / А перед

СТ и Щ .

2. ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОСН.
По суффиксу А:ПРЕДЛАГАТЬ, ПРИЛАГАТЬ, КАСАТЬСЯ,

КАСАНИЕ.
По виду: ЛОЖ с О, КОС – с О.

3. В безударном положении ЗАР, ГОР, КЛОН, ТВОР.

4. Запомни слова: ПЛАВ- плавник, поплавок,
плавучий. ПЛОВ- пловец, пловчиха. ПЛАВЛ-
всегда с А! сплавлять, выплавлять.
ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП.1 .РАСТ, РАЩ / А перед СТ и Щ .2. ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОСН.По суффиксу

Слайд 11РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ.
СКАК – всегда с А:

скакать, доскакать, скакун, проскакать.
СКАЧ – «верхом»: скачу, проскачу, доскачу, ускачу.
СКОЧ

– «не верхом»: проскочу, выскочу, наскочу, отскочу.
МОЧ – всегда с О: мочить, размочить, моченый, вымочить.
МОК – «впитывать жидкость» : промокать, промокашка, намокал, непромокаемый.
МАК – «погружать в жидкость»: макать, макнуть, обмакнуть, промакал.
РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ.СКАК – всегда с А: скакать, доскакать, скакун, проскакать.СКАЧ – «верхом»: скачу,

Слайд 12СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка,

уставать, статья, статейка.
СТОЙ – «на ногах»: устою, отстою, достоять, застояться.
СТАЙ

– «не на ногах»: устаю, отстаю, достаешь, застаешь.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ Е//И:
ИРА - с И, без ИРЫ – Е!
Изберу – избИРАю отпереть – отпИРАю
Обдеру – обдИРАю растереть - растИРАю
Умереть - умИРАю
СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка.СТОЙ – «на ногах»: устою,

Слайд 13СЛОВАРИК КОРНЕЙ ИСКЛЮЧЕНИЙ.
- гор - - гар –
гарки , изгарь,

пригарь
- зор - - зар –
зоревать, зорянка (птица)
- мак -

- моч –
промокательная бумага, промокашка
- лаг - - лож –
полог
- плов - - плав -
пловец, пловчиха
- рос - - раст –
отрасль, росток, Ростов,
ростовщик, Ростислав, подростковый

- равн - - ровн –
равнина, ровесник, поровну, уровень
- скач - - скоч –
скачу, скачок
- твар - - твор –
утварь
- чет - - чит -
сочетать, сочетание

СЛОВАРИК КОРНЕЙ ИСКЛЮЧЕНИЙ.- гор - - гар –гарки , изгарь, пригарь- зор - - зар –зоревать, зорянка

Слайд 141.Распределите на группы слова с корнями-омонимами.
Раса, росла, роса, роскошный, расизм,

растение, выращен, взращен, росточек, расписание, зарастала, Россия, росистый, растерять, вращать,

прирастать, росянка, отрасль, оросительный.
1.Распределите на группы слова с корнями-омонимами.Раса, росла, роса, роскошный, расизм, растение, выращен, взращен, росточек, расписание, зарастала, Россия,

Слайд 152. Составьте предложения с данными словосочетаниями:
Отл…жить газету, предл…ть чашку

чая, уютно расп…ложиться, ул…жить куклу.

3. Обозначьте изученную орфограмму:
Вишенка р…сла, подр…стала

и, наконец, выросла, сберегли р…стение,выр…щенный юннатами сад, небольшой р…сточек.
4. Выпишите из данных слов чередующиеся гласные в корне слова:
Дор…сти, пос…дить, сл…гать, в…зить, р…сток, тр…ва, вл…жить, выр…сли, выт…нуть, пос…рел, под…вать, прил…гательное,задр…жать,
изв…нение,повзр…слеть.

2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: Отл…жить газету, предл…ть чашку чая, уютно расп…ложиться, ул…жить куклу.3. Обозначьте изученную

Слайд 16Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в

корне !!!

Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!!

Слайд 17Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина.
Учитель русского языка: Фролова

Ольга В.
Учитель информатики: Назарова Марина М.

Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина.Учитель русского языка: Фролова Ольга В.Учитель информатики: Назарова Марина М.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика