Слайд 1Части речи
Урок «открытия» нового знания
Стрижова Г.Г.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ
СОШ №7 «Эдельвейс» НГО, Приморский край
Слайд 2Планируемые результаты
Предметные: знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают
существительное, прилагательное, глагол. Знать наречие как неизменяемую часть речи, распознавать
существительное, прилагательное, глагол, наречие как самостоятельные части речи, морфологические признаки частей речи, синтаксическую роль.
Слайд 3Метапредметные:
Коммуникативные – формировать навыки работы в группе и паре.
Регулятивные
– применять метод информационного поиска в тексте упражнений.
Познавательные – объяснять
языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частей речи.
Личностные – стремление к речевому совершенствованию, осознание эстетической ценности русского языка.
Слайд 4Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная.
Основные понятия: части речи,
самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки частей речи.
Слайд 5Условия реализации урока
Учебная литература: учебник русского языка 5-го класса Т.А.
Ладыженской,
Л.А. Тростенцовой.
Методические ресурсы: технологические карты по русскому
языку 5 класс, авт.-сост. Г.В. Цветкова; поурочные разработки по русскому языку в 5 классе Г.Т. Владовская.
Оборудование: ПК, проектор.
Слайд 6Ход урока
Мотивационно-целевой этап:
1. Этап мотивации.
Организационный момент – приветствие, сбор тетрадей
с домашним заданием.
Вопрос учителя классу: для чего нам нужно быть
грамотными людьми? (коллективный ответ); учитель: пишем орфографическую зарядку, чтобы повысить нашу грамотность (работа у доски и в тетрадях, проверка работающего у доски ученика учащимися, фиксация индивидуального затруднения). Орфографическая зарядка: объединиться, муравей, сентябрьский, тишина, из-под крыши, хорошо. Вопрос учителя: из чего состоит наша речь? Одинаковые или разные значения имеют слова? Посмотрите на нашу орфографическую зарядку, какие части речи мы с вами записали? (индивидуальные ответы)
Слайд 72. Этап актуализации и пробного учебного действия (воспроизведение ранее изученного,
установление преемственных связей прежних и новых знаний).
На слайде: 1) Мороз,
зима, солнце, сердце, день, друг, радость. 2) Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь. 3) Интересный, чудесный, новый, прелестный.
Учитель: что вы заметили в строках? Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного стихотворения? Кто автор? (индивидуальные ответы)
Слайд 8 1) Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.
2) Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь.
3) Интересный, чудесный,
новый, прелестный.
Слайд 93. Этап выявления места и причины затруднения.
Учитель: итак, одни слова
обозначают предметы, другие – признаки, третьи – действия предмета, но
все они объединяются в одну большую группу, которая называется части речи. Вопрос классу: 1) сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? (фронтальный опрос); 2) Как определить принадлежность к той или иной части речи? Работа с учебником §15 «Части речи», упр.74 – работа в парах. Задание: выписать части речи, привести свои примеры, обменяться тетрадями, выставить друг другу отметки за правильный ответ (критерии выставления отметки разработаны ранее с учащимися и показываются на слайде).
Слайд 10 Вопрос учителя: какую часть речи вы не назвали?
(фронтальный опрос)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Работа
в группах по упр.72 – каждая группа выписывает из текста слова, относящиеся к разным частям речи, сообщает остальному классу о проделанной работе, другие группы задают вопросы, если осталось что-то непонятым.
Слайд 11Процессуальный этап
5. Этап реализации построенного проекта.
Учитель: на основании упр.72 ответьте,
какие слова никак не изменяются (не склоняются и не спрягаются)?
– Индивидуальные ответы (наречия).
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель: продолжите фразу: 1) Все части речи в русском языке делятся на… 2) В предложении самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные… (фронтальная беседа)
Игра «Снежки». Цель: первично закрепить с проговариванием во внешней речи знания о частях речи. (учитель «бросает» слово-«снежок», а учащиеся отвечают, какая часть речи то или иное слово.)
Слайд 127. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (выполнение разноуровневых
упражнений).
а) Базовый уровень: §15 «Части речи», упр.73 – распределить
части речи по столбикам. Эталон: части речи и вопросы к ним на слайде.
б) Повышенный уровень: §15 «Части речи», упр.78 – р/р – написать текст, используя наречия. Эталон правильного написания наречий в учебнике стр.38 в рамке.
Слайд 13Имя существительное – Кто? Что?
Имя прилагательное – Какой? Чей?
Глагол –
Что делать? Что сделать?
Наречие – Где? Как? Куда? Сколько?
Слайд 148. Этап включения в систему знаний и повторения.
Буквенный диктант
– записать части речи по первым буквам (г, п, с,
н).
Используется текст, который диктует учитель. Работа у доски и в тетрадях.
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес.
Составление схемы «круги на воде» - приём критического мышления. Цель: закрепить полученные знания о частях речи. Задача учащимся: представьте, что вы кинули камень в воду (это – части речи), от него пошли круги по воде (какие?), какая схема по теме нашего урока у вас получится? (работа в парах, сверка своей работы с работой учащегося у доски, исправление ошибок). В слабом по знаниям классе даётся слайд «Части речи». Обучаемые должны составить схему: части речи – вопросы – морфологические признаки – синтаксическая роль.
Слайд 15Части речи
Вопросы
Значение
Синтаксическая роль
Морфологические признаки
Слайд 16Рефлексивно-оценочный этап
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учитель: что нового
узнали на уроке? Дополните фразу: «Я научился… Я узнал… Я
понял…».
Учитель: показывает изображения на слайде Смурфиков (из знакомого детям мультфильма), просит оценить себя и свои знания, полученные на уроке с помощью этих изображений. (по эталону: «5» - Папа Смурф, «4»- Знайка, «3» - Смурфетта, «2» - Силач).
Слайд 18Домашнее задание с разъяснением.
Учитель обучающимся: «Спасибо за урок, урок окончен».