Слайд 1Части речи
6 класс
Выполнила: Шалданова Д.Ц
МАОУ СОШ №44
Слайд 2Что изучает Морфология?
Изучает слово как часть речи
Лексическое значение слова
Слайд 3Части речи
Самостоятельные
Междометие
Служебные
Имена
Наречие
Глагол
Предлог
Союз
Частица
Местоимение
Имя числительное
Имя прилагательное
Имя существительное
Слайд 4Имя существительное
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет
и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Делится на:
Собственные
и нарицательные,
Одушевлённые и неодушевлённые
Слайд 5Имя существительное
Имя существительное
- самостоятельная (знаменательная) часть речи,
отвечает на
вопрос кто ? что?
Обозначает предмет, лицо, явление
Слайд 8ПАДЕЖ
Именительный (кто? что?)
Родительный (кого? чего?)
Дательный (кому?
чему?)
Винительный (кого? что?)
Творительный (кем? чем ?)
Предложный
(о ком? о чём?)
Слайд 9Синтаксическая роль
Подлежащее:
Белеет (что?) парус одинокий…
Дополнение:
Буря (чем?) мглою (что?) небо
кроет.
Обстоятельство:
Ветер (где?) по морю гуляет…
Сказуемое:
Школа – (есть что?) наш
родной дом.
Определение:
Над ним луч (какой?) солнца золотой…
Слайд 10Н.ф. – инфинитив (неопределённая форма глагола).
- с.ч.р. ,обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы:
Что делать? Что сделать?
Что
делает? Что сделает?
Что делал? Что сделал?
Глагол
Слайд 11
- н. ф. (неизменяемая) глагола
- ?: Что делать? Что сделать?
-
ть, - ти : бежать, ползти,
Но!: жечь, печь, лечь
– суффикса нет
Основа инфинитива част слова без – ть,- ти:
бежа - ть, ид - ти
В предложении инфинитив чаще он бывает подлежащим и сказуемым: Учить – ум точить.
инфинитив
^
^
^
^
Слайд 12Что делать? (что делает?
что делал? что будет делать?)
продолжительность
и повторяемость действия – прыгает;
Виды глаголов
Указывают
на
Несовершенный
?
Слайд 13Совершенный
Виды глаголов
Что сделать? (что сделал? Что сделает?)
Указывают
на
результат действия – прыгнул,
однократность, начало, окончание
действия – выучил,
запел, спел.
Слайд 14 Три наклонения глагола:
- Изъявительное
- условное (сослагательное)
- повелительное
Например: решили (изъяв.), решили бы (условное), решайте (повелит.).
Наклонение глаголов
Слайд 15
происходившее до момента речи
(до того, как о нём стали говорить):
Отцвела
черёмуха.
Происходящее в
момент речи
(сейчас):
Иду
и пою.
Три формы времени
прошедшее
настоящее
будущее
Обозначают действие:
Произойдёт после момента речи (после того, как о нём скажут):
Приеду весной.
Времена глаголов
Слайд 16
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Спрягаются глаголы только в изъяв. накл. в наст. и
буд. времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
1-е спр.
-ешь
- ет
- ем
- ете
- ут
- ют
2-е спр.
- ишь
- ит
- им
- ите
- ат
- ят
Спряжение глаголов
Пиш - ет
Черт - ит
Слайд 17Спряжение глаголов
Особо спрягаются глаголы
есть, дать
и образованные от них
съесть, поесть, отдать,
передать, создать и др.
Слайд 18Безличные глаголы
обозначают
действие,
которое совершается
без действующего лица.
В предложении всегда – сказуемые,
при них не бывает подлежащего.
Смеркалось. Вечереет.
Слайд 19Не изменяются по лицам и числам
В значении безличных
употребляются личные
глаголы:
Сено хорошо пахнет – Пахнет сеном.
Гл. 3 л. + ся
безличный гл.:
Ребёнок не спит. – Ребёнку не спится.
Безличные глаголы
Слайд 20Имя прилагательное
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы: Какой? Чей?
Разряды имён прилагательных
1.Качественные
- по величине
- по цвету
- по внутренним качествам
- по возрасту
- по весу
2.Относительные
- по материалу
- по месту
- по времени
- по назначению предмета
3.Притяжательные
- по принадлежности
- человеку или животному
Слайд 21Обратите внимание
Образуют степени сравнения
Образуют степени сравнения
Образуют степени сравнения
Очень+кач.пр
Указывают на материал,
время, место
Образуют степени сравнения
Отвечают на вопрос -чей?
Слайд 22Простая
(ее,ей, ше..)
Составная
(самый+ Н.Ф.)
Простая
(айш,ейш)
Составная
Более+Н.Ф.
легче
более легкий
легчайший
самый легкий
Образуйте все степени сравнения от прилагательного
«тяжёлый»
Слайд 23Имя числительное
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает отвлечённое
число, количество предметов и их порядок при счёте
Слайд 24Все числительные делятся :
Количественные (указывают на количество предметов)
Сколько?
Один, восемь.
Порядковые (обозначают
порядок предметов при счёте)
Который? Какой?
Первый, восьмой.
Слайд 26Числительные
(количественные и порядковые)
по строению делятся на
Простые
(состоят из одного
слова)
Пятнадцать, девяносто
Составные (состоят из двух и более слов)
Двадцать три, триста
сорок пять
Слайд 27Местоимение – это часть речи, которая указывает на:
-Предметы, признаки,
количество
-Предметы, количество, действия
-Предметы, признаки, условия
но не называет их
Слайд 28Разряды местоимений
Личные (я, ты, мы, вы, он(она, оно), они)
Возвратное (себя)
Притяжательные
(мой, твой, наш, ваш, свой)
Вопросительные (кто?, что?, какой?, чей?, сколько?,
каков?)
Относительные (кто, что, какой, чей, который, сколько, каков)
Неопределенные (некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то)
Отрицательные (никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей)
Определительные (сам, весь, всякий, каждый, иной, другой)
Указательные (тот, этот, такой)
…
Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
Наречия отвечают на вопросы: где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как?, с какой целью?, сколько?, в какой степени?, в какой мере?, каким образом?, с каких пор?, до каких пор?
Слайд 30Смысловые группы наречий
По значению наречия можно разделить на
два разряда: обстоятельственные и определительные.
Обстоятельственные наречия обозначают образ
действия, время, место, причина, цель (идти пешком, идти вечером, идти туда и т.д.). Определительные наречия обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое, увеличить слегка, увеличить едва и т. д.).
Слайд 31Смысловые группы наречий
Образ действия: как? каким образом?
Время: когда? с каких
пор? до каких пор?
Место: где? куда? откуда?
Причина: почему?
Цель: зачем?
Мера: сколько?
во сколько? на сколько? в какой степени? в какой мере?
Слайд 32Степень сравнения наречий
У наречий имеются две степени сравнения: превосходная
и сравнительная