Урок русского языка и литературы
Подготовила : Кашкарова
В.Н.
5 класс
Слайд 2Повторим орфографию
Мягкий знак после шипящих в разных частях
речи
Слайд 3Сколько букв и звуков в словах?
Яма
Ночь
Суббота
Слайд 4В каком слове происходит озвончение?
Зуб
Просьба
Вперед
Разведи слова по
значению и написанию
Пол…скать щенка -пол…скать бельё
Отв…рить картофель -отв…рить дверь
Сл…зать с лестницы –
сл...зать сметану
Слайд 6Назови начальную форму слова
У тебя
Книги
Яркую
Открыл-открываешь
Р…скошный
Л…сной
Обл…котиться
Сокр…щать
Г…раж
Ко?лекц…я
Ж…ри
С..езд
Звёз(?)ный
Насл…ждаться
Читал
Слева
Серенький
Стекло
Слайд 10Определи способ связи слов в словосочетании
Белый шарф
Читать книгу
Учиться шить
Седьмой этаж
Весело смеяться
Слайд 11Верни со знаками препинания
Ещё вчера было тепло а ночью ударил
мороз.
Здравствуй первая снежинка!
Улицы деревья крыши домов покрыты пушистым снегом.
Зима чудесное
время года.
Слайд 13По какому признаку распределены слова в два столбика?
нож
мышь
дач говоришь
могуч отрежь
невтерпёж настежь
Слайд 14По какому признаку распределены слова в два столбика?
без Ь
с Ь
нож мышь
дач говоришь
могуч отрежь
невтерпёж настежь
Слайд 26Лексическая работа
В.И.Даль так объясняет его происхождение: «об ударе, замахнув
руку от себя, против солнца, правой рукой с левого плеча,
тыльной стороной ладони.
Ведьму наотмашь бьют».
А в Толковом словаре С.И.Ожигова записано: «Наотмашь, нареч.Сильно размахнувшись.
Ударить наотмашь.»
Слайд 27Объясните пословицу. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы и обоснуйте свой выбор.
Семь раз примерь, один раз отреж(?).
Лучше горькая правда, чем сла…кая
лож(?).
Х..рош(?) садовник, х…рош(?) и крыж…вник.
Слайд 28Образуйте от данных слов слова с нужной орфограммой, изменив форму
или подобрав однокоренное слово:
1 вариант: тихий, ножевой, чаща
2 вариант: свежий,
тягучий, блестеть
3 вариант: сберегать, верить, смазка
4 вариант: отмахиваться, нельзя
терпеть, скачки
Слайд 29Проверь!
1вариант: тишь(3-скл.),нож(2-скл.),
чащ(1-скл.)
2 вариант: свеж, тягуч, блестящ
3 вариант: сберечь(н.ф.), веришь(2-лицо),
смажьте(пов.накл.)
4 вариант: наотмашь, невтерпёж(искл.),
вскачь
Слайд 31Подведём итоги урока. С Ь или без?
Выпиши только слова на
изученную орфограмму.
1.мол…,отреж…,в…юга,улыбат…ся
2.сем…я, вороб..и, теч.., б…ют
3.лещ…,сласт…, п…ют, метел…
4.смеят…ся,власт…,извлеч…,в…юнок
5.украст…,чертёж…, л…ют, мел…
6.сол…, стелит…,
кол…я, ноч…
7.обруч..,пыл…,бросит…ся, в…ётся
Слайд 32Прочти первые буквы выписанных слов и получи оценку за урок!
1.
Отрежь
2. Течь
3. Лещ
4. Извлечь
5. Чертёж
6.
Ночь
7. Обруч
Слайд 33Домашнее задание
Выучить алгоритм.
Выписать из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» пять
предложений со словами на изученную орфограмму и графически обосновать написание
этих слов или выполнить Упр.94