Слайд 1Презентация к уроку русского языка в 7 классе
по теме:
«Частица»
Выполнил автор:
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г.Чита, Забайкальский край
г.Чита, 2016 г.
Слайд 6Напиши предложения, объясни правописание частицы
не со словами
Солнце светит (не)ярко.
(Не)забудки — красивые цветы. (Не)было (ни)кого дома. В лесу протекал
(не)большой ручеёк. В посёлке построили (не)большую, а маленькую школу.
Слайд 8Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Не
бывать этому.(отрицание всего предложения)
За лесом не большой, а маленький
овраг.(отрицание отдельного члена предложения)
Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола:
Я не мог не поехать.
Слайд 9Прочитайте предложения, перепишите.
Определите значение частиц и запишите.
Я не был в
школе. (________________________)
Я был не в школе. (_________________________)
Я не мог не
быть в школе. (_____________________)
Слайд 10Проверьте свою работу
Я не был в школе. (отрицание всего предложения)
Я
был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)
Я не мог
не быть в школе. (положительный смысл)
Слайд 12Напиши предложения, объясни правописание частицы
Принеси (ка) чаю. Если (бы)я
умел рассказывать сказки, я рассказал ( бы) сказку о каждой
травинке, о каждом деревце.Поди (ка) сюда, верный мой работник Балда! Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится (же) с тобой и побежденная стихия.
Слайд 13Прочитайте высказывания классиков литературы.
Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на
слова для справок
Запишите предложения в тетрадь.
Над вставленными частицами надпишите что
выражают
1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
Слова для справок: только, даже, что за, как.
Слайд 14Проверь!
ограничение
1) Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен
в безопасности. (И.В.Гете)
восклицание
2) Что за прелесть
эти сказки! (А.С.Пушкин)
восклицание восклицание
3) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
усиление
4) Глупость не могли победить даже боги.
Слайд 15Прочитайте текст. Озаглавьте.
Определи тему, стиль, тип текста
Спишите текст, вставляя пропущенные
буквы, знаки препинания. Найдите в тексте частицы, определите их разряд.
О
пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!
Слайд 16Проверьте свою работу
О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в
раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших
воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообр бодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмысл здравствует утренняя зарядка!
Слайд 17Литература
1. Н.В.Егорова. В помощь школьному учителю. Уроки в 7
классе. М., ВАКО, 2006г.
2.. М.М.Разумовская. Методические рекомендации к учебнику «Русский
язык. 7 класс». М., Дрофа, 2002г
3.Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М., Дрофа, 2003г. (Мастер-класс)