Слайд 1Сложносочиненные предложения
9 класс
СШ №26 им.Жамбыла
Учитель Кылышбаева Н.К.
Слайд 2Проверка домашнего задания:
Назовите основные виды сложного предложения.
Какими способами соединяются простые
предложения в составе сложного?
Дать понятие союзам.
Какое значение имеют ССП с
противительными союзами?
Слайд 4
Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
и, да = и, тоже,
ни….ни
Слайд 5Работа над новым материалом
1. Вводная беседа
Какие предложения называются сложносочиненными?
Какие
сочинительные союзы вы знаете?
На какие группы делятся сложносочиненные предложения?
Слайд 6Сложное предложение, в котором два или более простых предложений равноправны,
связаны сочинительными союзами и интонацией называется сложносочиненным.
Сочинительные союзы бывают соединительные,
разделительные и противительные.
По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы.
Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.
Слайд 7Практическая работа.
Жизнь дается один раз, и хочется прожить её осмысленно,
бодро, красиво.
[ - = ], и [ = ].
Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. Ни [ - ], ни [ - ].
Сыпались звёзды, да иглы звенели.
[ - = ], да [ - = ].
Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода.
[ = ], тоже [ = - ].
Слайд 8Какой вывод вы можете сделать?
Какие союзы относятся к соединительным?
- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями?
Вывод.
Союзы и,
да (=и), ни…ни, тоже, также соединительные союзы.
ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения
Слайд 9Сделайте синтаксический анализ этих предложений, определите главные и второстепенные члены
предложения.
Скрипнула дверь, и кто-то прошёл по коридору.
(последовательность)
Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин) (причинно-следственная связь)
- Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?
У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и щука оторвала удочку. (последовательность)
У кого сорвалась рыба? У кого щука оторвала удочку?
Ночью долго бушевала гроза и дождь лил как из ведра. ( одновременность)
Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?
Слайд 10Какой вывод мы можем сделать?
ЗАПЯТАЯ между частями
сложносочинённого предложения не ставится, если предложения имеют:
1.общий второстепенный член
Вскоре после
восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
2. общее вводное слово или предложение
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.
Слайд 12Какой вывод мы можем сделать?
Следует различать сложносочиненные предложения от простых
предложений с однородными членами.
Солнце
село и спряталось за горизонт.
и .
Солнце садилось, и медленно наступали сумерки.
[ - =], и [ - =].
=
=
Слайд 13Орфографическая минутка.
Ласт…чка, в…рона, скв…рец, жав…ронок, сол…вей, вор…бей, голуб…,
журавл…, сн…гирь, сок…л,
с… рока, ор…л, берк…т, с…ница,
к…кушка, ф…лин.
Ласточка, ворона, скворец, жаворонок, соловей, воробей, голубь, журавль, снегирь, сокол, сорока, орёл, беркут, синица, кукушка, филин.
Слайд 14Закрепление
Упражнение 48.
Выпишите сначала простые предложения, а затем сложные. Вставьте
знаки препинания.
Весной вернулись грачи, и зазвенели птичьи голоса.
Пингвины замечательно ныряют
и плавают.
Мы вышли из дома на рассвете и вернулись поздно.
Лебедь опустился на воду и сложил крылья.
На востоке заалело, а звёзды стали бледнеть.
Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник.
Скоро осень проснётся, и от птичьего крика в сердце только грустнее.
Слайд 15Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их
значения.
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли,
но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
Слайд 16Переведите на русский язык.
Күн шықты да, аспан ашылды.
Взошло солнце, и
небо прояснилось.
Есік ашылды да, үйге бір бейтаныс адам кіріп келді.
Открылась
дверь, и в дом вошёл незнакомый человек
Қоңырау соғылды, балалар да кідірмей сыныптан шықты.
Прозвенел звонок, и дети не торопясь вышли из класса.
Слайд 17Работа с текстом. «Юрта в саду»
Высоко в горах находится наш
аул. Но когда попадёшь в него, то не почувствуешь, что
ты в горах. По одну сторону аула тянется большое, ровное, как стол, поле. За полем лес, настоящий лиственный. Растут там и клёны, и тополя, и ольха, и берёза, и рябина. С другой стороны – тоже поля: пшеничные, кукурузные, маковые. А вокруг темнеют высокие гряды гор.
Улицы аула ровные. И дома на них стоят ровно вряд, как школьники на линейке. Дома из глины. Есть старые, а есть и новые. Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные, и окна в них светлые. Дома окружены невысокими глиняными дувалами. У всех в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли. Возле некоторых домов стоят юрты. Дома хороши, а старикам в юрте лучше.
Слайд 18Проверьте!
Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные,
и окна в них светлые. (ССП с соединительным союзом)
У всех
в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли. (ССП с противительным союзом)
Дома хороши, а старикам в юрте лучше.
(ССП с противительным союзом)
Слайд 19Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?
В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?
Какими
могут быть простые предложения в составе сложного предложения?
Слайд 20Итог урока. Оценивание.
Домашнее задание
Правила со стр. 44 §7
Упр.43 стр.45
Из данных простых предложений составить
ССП с соединительными союзами.