Слайд 1Деепричастие
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 3 МО
«Ахтубинский район»
Дроздова Вера Александровна
Слайд 2Цель урока
познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями,
местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов
в предложении
Слайд 3Задачи урока
познакомиться с деепричастиями и важнейшими признаками этой части речи
находить
отличительные и общие признаки деепричастия
и глагола
уметь определять и составлять
синтаксические конструкции
с использованием деепричастий как в устной,
так и в письменной речи
развивать коммуникативные навыки
Слайд 4Деепричастие произошло от двух слов:
дее (от «деяти» в значении делать) +
причастие (ср. причастность)
Термин был введён в грамматику М.Смотрицким в начале ХYII
века.
До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Деепричастие — часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? и др.
Слайд 5ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА
У ДЕЕПРИЧАСТИЯ
ВИД
ПЕРЕХОДНОСТЬ
ВОЗВРАТНОСТЬ
совершенный
несовершенный
возвратное
невозвратное
переходные
непереходные
что сделав?
что делая?
есть постфикс -ся- или -сь-
нет
такого постфикса
сочетаются
с сущ. в вин.падеже без предлога
не сочетаются
с
такими существи-тельными
Слайд 6ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА
У ДЕЕПРИЧАСТИЯ
ДЕЕПРИЧАСТИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
(не спрягается и не
склоняется)
читая, прочитав, решив
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ -
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Слайд 7ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Деепричастие образуется от глаголов с помощью суффиксов:
-а (-я)
крича, глядя
-в
выскочив
-вши замахнувшись
-ши испёкши
Слайд 8Деепричастный оборот
Деепричастный оборот — деепричастие вместе с зависимыми словами, которые
привносят дополнительное действие. Важно, что это действие совершается тем же
лицом или предметом, которое совершает и основное действие в предложении.
Деепричастный оборот отвечает на вопросы «что делая?» или «что сделав?»
Не открывая глаз, я наслаждался утренним пением птиц.
*** зелёной линией подчеркнут деепричастный оборот, а красной — глагол-сказуемое,
к которому он относится
Слайд 9ДЕЕПРИЧАСТИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
В предложении деепричастие и деепричастный оборот чаще всего
выполняют роль обстоятельства, но при этом могут примыкать к разным членам
предложения.
Чаще всего деепричастие примыкает к сказуемому-глаголу: Я неприметно отошел к окну, желая скрыть свое волнение.
Реже деепричастие примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким страдательным причастием, кратким прилагательным или существительным : В полдень, переходя на станции через рельсы, он был оглушен неожиданным свистком паровоза; Проведя этот вечер с невестой, он был особенно весел ; Пушкин, не утрачивая в настоящем и будущем своего значения как поэт великий, тем не менее был и поэтом своего времени, своей эпохи.
Деепричастие может относиться не только к сказуемому, но и к другим членам предложения, например,
к дополнению, выраженному неопределенной формой глагола: Врач разрешил мне пройти к больному, соблюдая тишину;
определению-причастию: Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей;
к обстоятельству-деепричастию: Выпив не поморщившись противное лекарство, он задержал меня ненадолго.
Примечание. Во всех приведенных предложениях действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, принадлежат одному и тому же лицу (или предмету) — субъекту действия. Только при наличии этого условия употребление деепричастия допустимо в современном литературном языке. Если деепричастие и сказуемое обозначают действия разных лиц, употребление деепричастия необычно и не соответствует современным нормам.
Слайд 10Какие формальные признаки деепричастия надо знать, чтобы найти деепричастия в
предложении?
Какие синтаксические функции выполняет деепричастие?
Слайд 11ЗАДАНИЕ № 1
Найдите деепричастие в этих пословицах:
Слайд 12ЗАДАНИЕ № 2
Придумайте предложения, которые соответствовали бы данным схемам, и
запишите их в тетради:
Слайд 13ЗАДАНИЕ № 3
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения,
сделайте морфологический разбор деепричастия.
1)Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.
2)Приземлившись он радостно
осмотрелся вокруг.
3)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
4)Выйдя из дома человек направился к машине.
Слайд 14ЗАДАНИЕ № 4
Образуйте деепричастия от глаголов по образцу:
глядеть –
глядя, сложить – сложив, сложивши
Слайд 15РЕСУРСЫ:
Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. - СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2009. - 224 с.
http://books.iqbuy.ru
http://all-biography.ru/russkiy-yazyk/deeprichastnyy-oborot-pravilo-i-primery
http://school-assistant.ru