Слайд 1КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление однородных членов предложения
Торяник Я.А.,
учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ с. Адо-Тымово
Сахалинской области
Слайд 2Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
При конструировании предложений с
однородными членами нужно руководствоваться следующими правилами:
Слайд 3Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Все однородные члены должны
сочетаться по смыслу с тем словом, от которого они зависят:
Слайд 4
Картины не стоят, а висят!
Торяник Я.А., учитель русского языка и
литературы
В гостиной стояли диваны, кресла, столы, картины.
Слайд 5Нельзя «внести замечания», можно только внести предложения!
Торяник Я.А., учитель русского
языка и литературы
Много замечаний и предложений было внесено в ходе
обсуждения.
Слайд 6Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Нельзя сочетать в ряду
однородных членов слова, обозначающие видовые и родовые понятия:
Слайд 7Понятие «мебель» является родовым для слов столы, стулья, шкафы!
Торяник Я.А.,
учитель русского языка и литературы
В комнате стояли столы, стулья, шкаф,
современная мебель.
Слайд 8Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Не следует соединять в
качестве однородных членов далекие по смыслу слова.
Слайд 9
Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
После уроков ребята изучали
лингвистику и болезни.
Слайд 10
Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Между однородными членами одинаковые
предлоги можно опустить.
Слайд 11Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Они вдвоём несли большой
поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
Слайд 12
Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Однако нельзя опускать разные
предлоги!
Слайд 13Перед последним словом нужен предлог в!
Торяник Я.А., учитель русского языка
и литературы
В День города много людей оказалось на площадях, улицах,
переулках.
Слайд 14Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Нельзя соединять в одном
ряду однородные члены, выраженные именем существительным и инфинитовом.
Слайд 15Я люблю играть в футбол и плавать.
Торяник Я.А., учитель русского
языка и литературы
Я люблю футбол и плавать.
Слайд 16Установите, какая ошибка допущена в предложениях:.
Лев Туманов имеет капиталец, молодую
жену и солидную плешь.
(А. Чехов)
Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
2. Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубины. (М. Горький)
Слайд 17Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Человек – это
существо, которое знакомо с употреблением брюк и дара слова…
(М. Горький)
Слайд 18Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Шел дождь и
два студента; один в университет, другой в калошах.
Слайд 19Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Прочитайте примеры и объясните,
какие нормы в них нарушены. Отредактируйте предложения и запишите их
в исправленном виде.
Слайд 20Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Мне нравится читать книги
и фигурное катание.
Я давно ищу сковороду для яичницы и блинов
из нержавеющей стали.
Слайд 21Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
В лесу громко пели
птицы и звери..
Дети любовались то морем, то на картину.
Слайд 22Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Светит весеннее солнце, зеленеют
сады, улицы, села, парки и другие растения.
Повсюду нас окружает природа:
лес, цветы, трава и дом с большой террасой.
Слайд 23Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
В этом лесу росло
много деревьев и ёлок.
Тут еще нарисованы деревья, клены, ёлки и
прозрачный воздух.
Слайд 24Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Так зачем необходимо правильно
употреблять однородные члены предложения?
Слайд 25Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Будьте грамотными и говорите
правильно!
Слайд 26Использованные ресурсы:
1. Львова С.И. 8 класс. В 2ч. Ч.1: учеб.
для общеобразоват. учреждений.
2. http//it-n.ru
3. http://school-collection.edu.ru
4. http://lit.1september.ru
Торяник Я.А., учитель русского языка
и литературы