Разделы презентаций


Достижение метапредметных результатов в изучении русского языка

Содержание

«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике.Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Школьное обучение
русскому языку в различных предметных областях
и внеклассной деятельности

Школьное обучение русскому языку в различных предметных областяхи внеклассной деятельности

Слайд 2«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,

коммуникативные)», а также способность применять их на практике.

Из 12 названных

во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:
умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение

ФГОС РФ: метапредметные результаты школьного обучения

«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на

Слайд 3Обучение русскому языку и стандарты общего образования

Российский стандарт: понимание определяющей роли

русского языка (родного) в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности,

в процессе образования и самообразования; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
_________________________________________
Русский язык (неродной) является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания [Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011].
Обучение русскому языку и стандарты общего образованияРоссийский стандарт: понимание определяющей роли русского языка (родного) в развитии интеллектуальных

Слайд 4

Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих,

которые объединяют

русский язык как предмет изучения и
русский язык

как средство обучения в других предметных областях.

Метапредметный объект: язык, на котором происходит обучение школьников

Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения

Слайд 5Из Примерных программ по математике:
(из личностных результатов) умение ясно, точно,

грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать

смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
(из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
(из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики.

Из Примерных программ по математике:(из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и

Слайд 6Из Примерных программ по физике:

(из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать,

перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать

и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
(из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Из Примерных программ по физике:(из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,

Слайд 7Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них

термины) полностью понятными школьникам?
Как научить их выражать (и воспринимать)

нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке?
Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания?
Как помочь запомнить то или иное правило?

Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса

Общие языковые проблемы учителей разных предметов

Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их

Слайд 8Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет


школьникам:

освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных

областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности (метапредметный результат);

осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам (личностные результаты)

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет школьникам:освоить универсальный инструментарий для работы с языком

Слайд 9Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет


учителям:
повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также

межпредметной интеграции,

модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками)

использование совместной языковой работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в холдинги (комплексы).

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет учителям:повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего

Слайд 10Что изменится в образовательном процессе:
для школьников и учителей становится

привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета,

у них

формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии,

язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения

Что изменится в образовательном процессе: для школьников и учителей становится привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого

Слайд 11Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:
овладение средствами языка и

применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации,
овладение знаниями

о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях,
освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных),
формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения,
освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры,
языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.
Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:овладение средствами языка и применение их в речевой практике адекватно коммуникативной

Слайд 12Одно из направлений – обучение русскому языку в поликультурной среде
Необходимые

условия успешности обучения:
лингвистическая компетентность учителя,
владение современными стратегиями

разноуровневого обучения языку

Ведущими в курсе «Русский язык» для детей-инофонов являются УУД, связанные с формированием интеллекта и коммуникативности,
а именно - с запросом, получением и обработкой информации из любого источника

Одно из направлений – обучение русскому языку в поликультурной средеНеобходимые условия успешности обучения: лингвистическая компетентность учителя, владение

Слайд 13Как осуществить качественные результаты в разноуровневом (по владению русским языком)

классе?
Необходима образовательная инклюзия для детей-инофонов (в том числе детей мигрантов)

в полиэтническом пространстве класса.
Необходимо осуществление горизонтальных связей курса русского языка как метапредмета с другими учебными курсами.
Необходимо осознание факта специфики предмета «русский язык» для инофонов.
Как осуществить качественные результаты в разноуровневом (по владению русским языком) классе?Необходима образовательная инклюзия для детей-инофонов (в том

Слайд 14Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия
формирование у школьников и учителей

лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда

на мир через язык);
повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка);
систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками

Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условияформирование у школьников и учителей лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык

Слайд 15Метапредметное обучение русскому языку: методические установки
содержательная связь в обучении русскому

и другим языкам (использование элементов сравнительного языкознания),
специальное внимание к фактам

отражения жизни народа и отдельного человека в языке,
обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей),
выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.
Метапредметное обучение русскому языку: методические установкисодержательная связь в обучении русскому и другим языкам (использование элементов сравнительного языкознания),специальное

Слайд 16Метапредметное обучение русскому языку в поликультурной среде
при наличии в классе

представителей разных народов - установка на выявление позитива, а не

на преодоление негатива,
комплексное решение проблем обучения: применение метапредметного подхода как для носителей русского языка, так и для инофонов,
использование образовательного, воспитательного и развивающего потенциала русского языка и родных языков школьников-инофонов
Метапредметное обучение русскому языку в поликультурной средепри наличии в классе представителей разных народов - установка на выявление

Слайд 17Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных

областях, в монокультурной и поликультурной образовательной среде)
Лингвистическая активность
Ее виды:


внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных конструкций);
выяснение этимологии слов и выражений;
выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других народов;
фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным словом, выражением;
включение слова, выражения в языковую игру;
выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов, сжатие и разворачивание текста
Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях, в монокультурной и поликультурной образовательной среде)

Слайд 18Примеры работы с формулировками заданий в учебниках математики



Прочитать данную фразу

и изложить ее своими словами.
Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой

пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49).
Вариант упрощения (предложен учащимися): «Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей».

 Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов.
На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача).
Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : «у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи?

Примеры работы с формулировками заданий в учебниках математикиПрочитать данную фразу и изложить ее своими словами.Плоскость, перпендикулярная к

Слайд 19Примеры лексических явлений в химическом языке


Метафора: язычок пламени, горлышко колбы,

лапка штатива, «химически недотроги» (щелочные металлы), «химические ленивцы» (благородные газы).

Полисемия

(многозначность): пестик, трубка, цилиндр.

Синонимия: хлорид натрия – хлористый натрий – поваренная соль; растворимые основания – щелочи.

Антонимия: окисление – восстановление, кислота – основание, металл – неметалл, положительный – отрицательный, протон – электрон.

Примеры лексических явлений в химическом языкеМетафора: язычок пламени, горлышко колбы, лапка штатива, «химически недотроги» (щелочные металлы), «химические

Слайд 20Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов

«гидрофобный»


греч. «гидро-» - имеющий отношение к воде

греч. «фобос» - страх

«гидрофобный» – боящийся воды

Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов

Слайд 21Пример использования элементов сравнительного языкознания

ПРОБИРКА


Рус.: связь со словами проба, пробовать,

делать пробу
Англ.: пробовать, испытывать – to test, пробирка – test-tube
Нем.:

пробовать, испытывать, проверять – probieren, пробирка – Probierglas
Франц.: пробовать, испытывать, проверять – prouve, пробирка - eprouvette

Пример использования элементов сравнительного языкознанияПРОБИРКАРус.: связь со словами проба, пробовать, делать пробуАнгл.: пробовать, испытывать – to test,

Слайд 22Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети
Химия
(типичные
языковые


ошибки
школьников)



География
«К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию»

(ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом).

Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка).

«Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти».
Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сетиХимия (типичные языковые ошибкишкольников)География «К топливным ресурсам относят уголь, нефть,

Слайд 23Лингвистический компонент воспитательной работы
Классные часы с выделением лингвистического компонента: о

родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.),

о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу)
Формирование словаря школьника: знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.)
Работа с родителями, например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)

Лингвистический компонент воспитательной работыКлассные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича,

Слайд 24Способы сотрудничества педагогов ОУ на основе выделения лингвистического компонента
Постоянно действующие

методобъединения:

совместные заседания (учителей русского языка и иностранных языков) для взаимоучета

содержания программ;
составление плана сотрудничества с методобъединениями других предметников;
взаимопосещение открытых уроков с использованием лингвистического компонента (языковой работы).

29

Способы сотрудничества педагогов ОУ на основе выделения лингвистического компонентаПостоянно действующие методобъединения:совместные заседания (учителей русского языка и иностранных

Слайд 25Сотрудничество для решения общих школьных задач (на основе языковой работы)

Примеры задач
Использование совместной языковой работы для объединения коллектива в

процессе слияния школ в образовательные комплексы (выстраивание совместной траектории работы).
Ведение собственной научной работы учителями (в т.ч. освоение научного стиля).
Руководство проектами и исследованиями школьников (общеучебные приемы работы с учебно-научным текстом, лингвистический компонент собственно исследования).
Подготовка к олимпиадам (олимпиадные задания по русскому языку требуют сопоставления с иностр. языками; языковая подготовка перед олимпиадами по другим предметам)
Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и разным видам тестирования (лингв. часть любой диагностики)
Общение с родителями и воспитательная работа
Создание образовательного ресурса или среды
Сотрудничество для решения общих школьных задач (на основе языковой работы)  Примеры задачИспользование совместной языковой работы для

Слайд 26Отражение комплексной (метапредметной) лингвистической работы в различных школьных документах
Образовательная программа
Программа

развития
Положение о структурном подразделении
Планы работы (учреждения, подразделения, работника)
Планирование научно-методической (методическая

тема школы, методобъединения или кафедры, учителя).
Рабочая программа по дисциплине (элективному курсу и т.п.), включая примерное планирование уроков по предмету.
Отражение комплексной (метапредметной) лингвистической работы в различных школьных документахОбразовательная программаПрограмма развитияПоложение о структурном подразделенииПланы работы (учреждения, подразделения,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика