Слайд 1Урок русского языка
в 9 классе
Тема: двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
Автор: Рочева Людмила Октябриковна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«СОШ» с.Щельябож
Слайд 2Цель урока:
сформировать умение правильно расставлять знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении
Слайд 3Декоративно-прикладное искусство
Мы не знаем точно, когда это произошло, - знаем
только, что очень давно.
… В пещере горел костер, у костра
сидела женщина и лепила из глины горшок. Прежде чем поставить горшок в огонь, женщина взяла палочку, несколько раз вдавила ее в стенку горшка – получился простой узор из полосок и точек. Дальше все пошло своим чередом: горшок попал в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет.
Горшок получился немного красивее своих «старших братьев», но не перестал быть горшком – в нем варили пищу. Ничто не вечно – однажды горшок разбился, черепки его попали в мусорную яму. Потом эти черепки нашел ученый-археолог, склеил – и горшок занял почетное место в музее…
Так – или примерно так – из стремления человека украсить свой быт (повседневную жизнь) родилось декоративно-прикладное искусство. Латинское слово «декоро» значит «украшаю», прикладное – имеющее практическое значение, применяемое в жизни. Художественная обработка (проще говоря – украшение) домашней утвари, мебели, тканей, одежды, орудий труда – вот что такое декоративно-прикладное искусство.
При изготовлении предметов быта используются разные материалы: дерево (мебель, посуда), ткань (одежда, столовое и постельное белье, ковры), металл (орудия труда, оружие, посуда). При обработке этих материалов используют разные приемы: роспись и резьбу, чеканку и ковку, вышивку и инкрустацию. Занимаются декоративно-прикладным искусством профессиональные художники и народные мастера.
Оренбургские пуховые платки и расписная деревянная посуда из Хохломы, вологодское кружево из льняных нитей и деревянное «кружево» под крышей русской избы – все это и многое другое мы называем произведением декоративно-прикладного искусства. И началось все это с простого и понятного стремления человека сделать свою жизнь чуть-чуть красивее.
Слайд 4Двоеточие в БСП ставится:
Вторая часть указывает причину того, о чём
говорится в первой части (можно поставить союз потому что).
Вторая часть
разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (можно поставить союз а именно).
Вторая часть поясняет сказуемое первой части (можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что).
Слайд 6Тест
1. Какие синтаксические отношения выражены в БСП?
1). Кот поёт,
глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе. (А.Фет)
2) Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты. (А.К.Толстой)
А. Перечислительные отношения.
Б. Сопоставительные отношения.
Слайд 72. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с
бессоюзной связью?
В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело
масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы. (Д.Мережковский)
Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку. (П.Суздалев)
А. Двоеточие и запятая.
Б. Двоеточие и точка с запятой.
В. Запятая и двоеточие.
Г. Точка с запятой и двоеточие.
Слайд 8
3. Объясните употребление двоеточия в структуре БСП.
В один из вечеров
после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было
внезапно расшифровано. (К.Паустовский)
А. Вторая часть дополняет содержание первой.
Б. Вторая часть поясняет первую.
В. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
5. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.
На дороге замечалось некоторое оживление: стремительно шёл навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца. (А.Ладинский)
А. Предложение содержит четыре части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и и четвёртой частями.
Б. Предложение содержит четыре части с отношениями причинного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между второй и третьей, третьей и четвёртой частями.
Слайд 94. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляемых событий в структуре
бессоюзного сложного предложения?
Распластались во мраке платаны,
Ночь брильянтовой чашей горит,
Дремлют горы,
темны и туманны,
Кипарис, как живой, говорит. (Н.Заболоцкий
А. С помощью перечислительной интонации.
Б. С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых.
В. С помощью соотношения видо-временных форм глаголов сказуемых.
Слайд 105. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число
частей, определите виды отношений между ними.
На дороге замечалось некоторое оживление:
стремительно шёл навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца. (А.Ладинский)
А. Предложение содержит четыре части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и и четвёртой частями.
Б. Предложение содержит четыре части с отношениями причинного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между второй и третьей, третьей и четвёртой частями.
Слайд 11Проверьте!
1. 1А, 2Б
2. 1Г, 2А
3. В
4. Б
5. А