Слайд 1
26 октября.
Тема урока:
«Экология языка -
экология нравственности.
Создание словаря
(?...)слов.»
Слайд 3
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его
моральный облик, его характер -
прислушаться к тому, как
он говорит.»
Д.С.Лихачев.
Слайд 4
ВИДЕОСЮЖЕТ о состоянии речевой и языковой культуры.
Слайд 5От чего надо защищать русский язык?
1.Ненормативная лексика.
2. Чрезмерное употребление заимствованных
слов.
3.Агрессивная языковая среда радио и телевидения, СМИ, Интернета
Слайд 6
Сленг –разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно
устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Слайд 7Литературный язык
Нелитературные разновидности
просторечия
диалекты
Территориальные
( говоры )
Социальные
Книжные слова
Стандартные разговорные слова
Нейтральные слова
сленг
жаргонизмы
вульгаризмы
профессионализмы
Сленг и
жаргон – это уровни национального языка
Национальный язык
Слайд 8Что такое ЖАРГОН?
Жаргонизмы –это слова, используемые определенными
группами людей, которые имеют не для всех понятный смысл. Жаргон —
отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.
Слайд 9
СТЕБАТЬСЯ – ИЗДЕВАТЬСЯ
КЛИКУХА – ПРОЗВИЩЕ
ТЕЛЕК – ТЕЛЕВИЗОР
ВЕЛИК –
ВЕЛОСИПЕД
КЛАВА – КЛАВИАТУРА
МОБИЛА – МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
НОУТ – НОУТБУК
КОМП – КОМПЬЮТЕР
КОТЭ
– КОШКА
ВОТКНУТЬ, ВЫРУБИТЬ – УДАРИТЬ
МАГАЗ – МАГАЗИН
ОФИГЕВШИЙ – ОБНАГЛЕВШИЙ
БЕСПАЛЕВНО – НЕЗАМЕТНО
ТУСА – ВЕЧЕРИНКА
КРЫША – ГОЛОВА
ПАРИТЬСЯ – БЕСПОКОИТЬСЯ
ГНАТЬ – ВРАТЬ
БАБОСЫ – ДЕНЬГИ
ФЭНЫ – ФАНАТЫ
МУТИТЬ - ВСТРЕЧАТЬСЯ
Слайд 10Подробнее о сленге…
Сленг делает речь более краткой,
эмоционально выразительной. (Ср. два выражения. На книжном, литературном языке: Я
испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)
Слайд 11ПРИМЕРЫ СЛЕНГА
КЛЁВО, ПОНТОВО, КРУТО, ОФИГЕННО, ОБАЛДЕННО, ЧЁТКО, СУПЕР, КУЛЬНО, ЗАШИБИСЬ,
ШИКАРНО – ХОРОШО
ХАВАТЬ, УМИНАТЬ, ХОМЯЧИТЬ – КУШАТЬ
ПИПЕЦ, ОТСТОЙ, КРАНТЫ, ТУПО,
ФИГОВО, ИДИОТСКИ, ПАРШИВО, КАПЕЦ, ПАРАША, ШНЯГА – ПЛОХО
ОЧУМЕТЬ, ОФИГЕТЬ, ВАЩЕ, ОХРЕНЕТЬ, ВАУ, ЖЕСТЬ – ВОСТОРГ
БРО, КОРЕШ, БРАТОЧЕК, ДРУЖБАН, БАТЮНЯ – ДРУГ, ТОВАРИЩ
ФАНАТЕЮ, ТАЩУСЬ, БАЛДЕЮ, КАЙФУЮ - НАСЛАЖДАЮСЬ
Слайд 12 Отмечают три бурные волны
в развитии молодёжного сленга в России.
20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. тискать –воровать, накатить – пожаловаться,лепить горбатого – притворяться, стоять на стреме – сторожить, охранять,шамовка – еда и т.д.
Из истории…
Слайд 13 2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
Вместе со своей особой модой (узкие брюки,клетчатые пиджаки, цветастые
галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве)стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов,частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха –парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять; лажа – ерунда, вранье и т.п.
Слайд 14
70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения
и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый
жест противостояния официальной идеологии.
Слайд 15
В русский язык проникло много иностранных(особенно английских) слов.
Разумеется, это не могло не сказаться на сленге старшеклассников. Герла
– девушка, уменьшительное – герленыш; трузера – брюки,штаны; хайрат – длинноволосый юноша, хиппи; шузняк – любая обувь; сейшн –вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами
Слайд 16
Сегодня сленговые выражения активно употребляют
в своей речи ди-джеи, ведущие молодёжных каналов, журналисты
молодёжных журналов и газет .Много таких слов, конечно же, в социальных сетях Интернета.
Слайд 18
Итоги социологического
опроса (9-11кл.)
Слайд 19Нужны ли жаргонизмы и сленг в речи?
Слайд 20Могли бы вы обойтись без жаргонизмов?
Слайд 21 Среди учащихся нашей школы был проведен социологический опрос
с целью выяснения причин употребления сленговых выражений в речи.
Я употребляю
сленг и жаргоны, потому что …
- хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %
- это экономит время при общении – 7 %
- помогает выразить эмоции и чувства – 13%
- хочу быть современной (-ым)–9%
- это вошло в привычку – 12 %
- все мои друзья так говорят – 19%
- это модно – 14 %
- хочу выглядеть крутой(-ым) – 15%
Слайд 22
Игровая ситуация:
«А знаем ли мы нормы литературного языка?» (КТО
БЫСТРЕЕ? )
Слайд 23Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы и
сленговые выражения.
Необходимо :
1) читать хорошую литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией;
4) Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Слайд 24Стихотворение
«Ода русскому языку».
Слайд 25
Называем словари…
Почему сделали такой выбор?
Слайд 26
Домашнее задание. Попробуйте объяснить эпиграф .(Устное рассуждение.)
Слайд 27Литература
Мокиенко, Никитина 2000 - В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. Большой словарь
русского жаргона. СПб., 2000.
Никитина 2003 - Т.Г. Никитина. Молодежный
сленг. Толковый словарь: Более 12 000 слов; свыше 3000 фразеологизмов. М., 2003
Никитина 2005 - Т.Г. Никитина. Толковый словарь молодежного сленга. М., 2005.
Материал с сайта http://ru.wikipedia.org