Слайд 1Электронное дидактическое пособие по русскому языку
по теме
«Имя числительное»
4 класс
автор:
Гракова Светлана Анатольевна
СОШ № 26
г.Павлодар – 2014 год
Слайд 2СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Гракова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
СОШ №26,
стаж работы 25
лет ,
высшая категория.
Образование – высшее.
Слайд 3Как управлять пособием
Переход между слайдами осуществляется с помощью гиперссылок:
слайд
3 – содержание,
слайд 6 – теоретический материал,
слайд 13
- тренажёр,
слайд 14 – выбери задание,
слайд 56 – выполните тест
и управляющих кнопок:
- возврат к содержанию,
- возврат к теоретическому материалу,
- возврат к выбору заданий на тренажёре,
- следующий слайд,
- предыдущий слайд.
Слайд 4СОДЕРЖАНИЕ
Сведения об авторе
Теоретический материал
Тренажёр
Проверь себя
Используемые ресурсы
Пояснительная записка
Тест
Слайд 5ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное электронное дидактическое пособие
предназначено для уроков
русского языка в 4 классе при изучении темы «Числительное». Может
быть использовано при повторении данной темы в 5 классе. Пособие можно использовать для фронтальной работы на интерактивной доске, индивидуальной и групповой работы в компьютерном классе, самостоятельной работы учащихся дома. Пособие содержит материал для изучения морфологических признаков числительного, упражнения для отработки навыков правописания числительных с мягким знаком на конце и в середине, правильного употребления числительных в речи.
Слайд 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Понятие об имени числительном
Разряды имён числительных
Мягкий знак на конце и
в середине числительных
Изменение
количественных
числительных по падежам
Изменение порядковых числительных
по родам, числам и падежам
Слайд 7Понятие об имени числительном
Имя числительное – это часть речи,
которая
обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечает
на вопросы сколько? который?
Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Но числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
Слайд 8Имя числительное
Порядок и количество!
Всегда, везде, во всём;
Без номера не встретите
На улице вы дом.
Понятно всем, что без меня
Никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья,
Вы мне должны отдать.
Слайд 9Разряды имён числительных
Количественные отвечают на вопросы сколько?
Обозначают количество предметов
Порядковые
отвечают на
вопросы который? какой?
Обозначают порядок предметов при счёте
Слайд 10Изменение количественных имён числительных по падежам
Имена числительные, обозначающие целые числа,
изменяются по падежам.
Числительные от 11 до 19 в Родительном, Дательном
и Предложном падежах
имеют окончание – И.
Слайд 11Изменение порядковых имён числительных по родам, числам и падежам
Порядковые имена
числительные
изменяются по родам, числам
и падежам.
Род, число, падеж имени
числительного определяют
по имени существительному,
к которому оно относится.
Слайд 12Мягкий знак на конце и
в середине числительных
Мягкий знак
пишется
на конце числительных от 5 до
20
и в числительном 30.
В середине числительных
от 50 до 80
и от 500 до 900
Мягкий знак не пишется
в середине числительных
15, 16, 17, 18, 19
Слайд 14Выберите задание
Найдите в тексте имена числительные.
Замените числа именами числительными.
Найдите числительные
и определите их разряд.
Поставьте числительные в нужные падежные
формы.
Ответьте на вопросы, используя имена числительные.
Преобразуйте предложения, согласовав числительные с именами существительными.
Решите примеры, записывая ответы именами числительными.
Вставьте, где надо, мягкий знак в середине и на конце числительных
Занимательная грамматика
Слайд 15Найдите в тексте имена числительные
Знал я невысокий дом
В переулке за
углом.
Здесь когда-то проживало
На работу шли, бывало,
отца.
Уходили по делам
В школу шли до перекрестка
В ясли шли и детский сад
Замечательный был дом!
Дружно дети жили в нем.
(Ю. Коринец)
Восемьдесят два
Триста тридцать три
Девяносто восемь
жильца.
мам.
Девяносто два
подростка.
Тридцать восемь
дошколят
Слайд 16Отгадайте загадки и найдите в них имена числительные
Один
пастух
тысячу
овец пасёт.
Сговорились
две
ноги
Делать дуги и круги.
На
десять
братьев
двух
шуб хватит.
Слайд 17Найдите имена числительные
в пословицах
Кто голодал хоть
день, у того не спрашивай совета
дней.
один
сорок
товарищей – хорошо,
но друг лучше.
Тысяча
один
( каз.народ.пословицы)
В котёл барана не поместятся.
один
два
Сильный победит , учёный - –
одного
тысячу.
Слайд 18Замените числа в тексте именами числительными
По площади Казахстан
занимает девятое
место в мире.
Наше государство расположено на стыке двух континентов- Европы и Азии.
В нашей стране живут граждане
более ста двадцати национальностей.
По уровню образования Казахстан
занимает десятое место в мире.
Слайд 19Это было шестнадцатого ноября сорок первого года. Фашисты рвались к
Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их
было двадцать восемь человек. Среди них были русские, казахи, украинцы.
Прямо на них шли двадцать фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Враг двинул на них еще тридцать танков.
Двадцать восемь героев бились с врагом до последней капли крови. Ни одного танка они не пропустили.
16
41
20
30
28
1
Замените числа в тексте именами числительными
Слайд 20Замените числа в тексте именами числительными
Павлодар – сердце Прииртышья
История
нашего города насчитывает
почти три века. Территория Павлодара
составляет четыреста
квадратных метров. Он вытянут вдоль Иртыша почти на шестнадцать километров. Общая численность населения Павлодара – триста шестнадцать тысяч человек.
Слайд 21Замените числа в тексте именами числительными
Цветы раскрываются и закрываются
каждый в своё время. Утром в пять утра раскрывается мак,
одуванчик – в шесть. Кувшинки просыпаются в семь часов утра, а подсолнечник - только в двенадцать. К пяти часам дня все утренние и дневные цветы закрываются. К вечеру открывают свои нарядные глазки ночные цветы. Табак просыпается в семнадцать часов, герань - в восемнадцать часов, а в девятнадцать- ночная свеча.
Слайд 22Замените числа в тексте именами числительными
Рецепт приготовления блинов.
Взбейте пятьсот
миллиграммов молока с тремя яйцами. Добавьте две столовые ложки сахара,
сто пятьдесят граммов подсолнечного масла, одну чайную ложку гашённой соды и щепотку соли.
Всё тщательно перемешайте.
Из данного количества продуктов получится пятнадцать – шестнадцать блинчиков.
Слайд 23Найдите числительные во фразеологических оборотах и определите их разряд
как
капли воды,
плакать в
ручья,
колесо в телеге,
вода на киселе,
дело
как свои пальцев,
на все стороны,
чувство.
две
три
пятое
седьмая
десятое
пять
четыре
шестое
,
Количественные
Порядковые
Слайд 24Найдите числительные в сказках А.С.Пушкина и определите их разряд
месяцев проходит,
С
поля глаз она не сводит.
С
щелка
Со
А с
щелка
Вышибло ум у
старика.
Прыгнул поп до потолка;
щелка
И
витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Количествен
ные
Порядковые
Девять
первого
второго
третьего
тридцать
Три
Слайд 25Поставьте числительные в нужные падежные формы
Одно дерево –
не лес.
Одна мудрая голова ста голов
стоит.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Одна лиса семь волков проведёт.
Трус умирает тысячу раз, а герой- один раз.
Слайд 26Поставьте числительные в нужные падежные формы
За двумя зайцами погонишься,
ни одного не поймаешь.
Старый друг лучше
новых двух.
Конь о четырёх ногах, и то спотыкается.
Руки поборют одного , а знанье - тысячу.
Один добытый опыт важнее семи поучений.
Тот, кто учён, от тысячи бед защищён.
Слайд 27Поставьте числительные в нужные падежные формы
Бе́ркут — одна из
наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл. Длина
тела более семидесяти сантиметров, а размах крыльев более двухсот сантиметров . У беркута, как и у других орлов, чрезвычайно острое зрение. Так, например, зайца он видит на расстоянии до двух километров. Приметив жертву, беркут пикирует вслед за ней, достигая скорости около двухсот километров в час.
двести
двести
семьдесят
один
два
Слайд 28Поставьте числительные в нужные падежные формы
Самое крупное животное на
Земле синий
кит. Он достигает более тридцати метров
в длину
и может весить около
ста пятидесяти тонн. Китёнок появляется на
свет ростом около восьми метров, а вес
малыша равняется шести тоннам.
За сутки младенец прибавляет
в весе до ста килограммов.
Слайд 29Отгадайте загадки, поставив числительные в нужные падежные формы
На пяти
проводах отдыхает стая птах.
Я стою на двух
ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ...
Рук много, а нога одна.
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Слайд 30Отгадайте загадки, поставив числительные в нужные падежные формы
Зверька узнаем
мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
Вот это случай очень редкий –
На голове растут две ветки.
Слайд 31Ответьте на вопросы, используя имена числительные
Сколько лет отметил Казахстан
со дня провозглашения
Независимости в 2011
году?
На какой срок избирают
президента нашей страны?
Сколько областей на территории Казахстана?
Когда в Казахстане отмечают
Наурыз?
двадцать лет
на семь лет
четырнадцать
областей
двадцать второго
марта
Слайд 32Ответьте на вопросы, используя имена числительные
Сколько месяцев в году ?
Сколько
часов в одних сутках?
Сколько минут в одном часе?
Сколько миллиметров
в одном километре?
двенадцать
месяцев
шестьдесят минут
двадцать четыре
часа
один миллион
миллиметров
Слайд 33Ответьте на вопросы, используя имена числительные
Дайте полное название сказки
А.С.Пушкина о мёртвой царевне.
«Сказка о мёртвой царевне
и
о семи богатырях»
Как называется сказка С.Маршака
о братьях – месяцах?
«Двенадцать месяцев»
Как называется русская народная
сказка про волка и козлят?
«Волк и семеро козлят»
Слайд 34У меня одна сестра и два брата.
У нас в школе
сорок пять кабинетов ,
две мастерских, один спортзал.
В нашем классе
пятнадцать мальчиков
и двенадцать девочек.
Преобразуйте предложения,
согласовав числительные с именами существительными
Слайд 35Преобразуйте предложения,
согласовав числительные с именами существительными
За весь день мы
поймали лишь
двух раков и трёх окуней .
Гараж построили в
ста метрах от дома.
На урок труда нужно принести
два листа белой бумаги и
пять листов цветной.
Слайд 36Преобразуйте предложения,
согласовав числительные с именами существительными
Завтра ожидается ветер более
двадцати метров в секунду.
Воздух прогреется до пятнадцати градусов
тепла.
Влажность воздуха
составит шестьдесят два процента .
Слайд 37Решите примеры, записывая ответы именами числительными
1000: 2 =
68 –
52=
33: 3=
10000∙100=
пятьсот
шестнадцать
одиннадцать
миллион
Слайд 38Решите примеры, записывая ответы именами числительными
(210+40) :5=
7000 : 100
+ 10=
81000: 9 : 10=
(100 – 62) :
2=
пятьдесят
восемьдесят
девятьсот
девятнадцать
Слайд 39Решите примеры, записывая ответы именами числительными
(90 – 36) : 3=
восемнадцать
810 000: 81 : 10=
тысяча
(320+40) :6=
шестьдесят
250∙2 + 200=
семьсот
Слайд 40Вставьте, где надо, мягкий знак в середине и на конце
числительных
девят…надцат…
пят..сот
трид…цат…
восемьсот
шест…
сем…надцат…
сем…десят
двадцат…
девятнадцать
пятьсот
тридцать
семьдесят
восем…сот
семнадцать
шесть
двадцать
Слайд 41Вставьте, где надо, мягкий знак в середине и на конце
числительных
шест…сот
двенадцат…
пят…десят
девятьсот
шест…десят
одиннадцат…
сем…сот
восем…
шестьсот
двенадцать
пятьдесят
семьсот
девят…сот
одиннадцать
шестьдесят
восемь
Слайд 42Занимательная грамматика
Отгадайте ребусы
смор1а
по2л
элек3чка
ви3на
100рона
смородина
подвал
электричка
витрина
сторона
Слайд 43Занимательная грамматика
Отгадайте ребусы
100янка
пи100лет
40а
7я
с3жи
стоянка
пистолет
сорока
семья
стрижи
Слайд 44Занимательная грамматика
Прочитайте стихотворение
Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2 гнома побывали.
Залезали
на весы.
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2 ли
На весах
свой вес узнали!
Ночью шум стоял в подвале,
Там два гнома побывали.
Залезали на весы.
Часто морщили носы,
Но без гирь они едва ли
На весах свой вес узнали!
Проверь
Слайд 45Занимательная грамматика
Прочитайте стихотворение
У про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит
под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
У простого сторожа-
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Проверь
Слайд 46 Прочитайте стихи,
написанные числами
17 30 48
140 10
01
126 138
140 3 501
В стиле Пушкина
2 15
42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 105
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
Весёлый стих
Частушки
117 117
19 9 5!
117 117
48 35!
Слайд 48
Найдите имена числительные,
удалив другие части речи
один,
пятерня,
четвёрка,
треугольник,
одиночка,
одиночество
пятёрка,
пять,
четырёхугольник,
четыре,
треуголка
третий,
Слайд 49
Найдите имена числительные,
удалив другие части речи
двойка
двойной
два
десятый
десятка
десятичная
семёрка
семь
семиугольник
сотый
сотка
сотня
Слайд 50Найдите во фразеологических оборотах количественные числительные
за
печатями
восьмое
чудо
в
голос
первый
блин комом
заблудился
в
соснах
семью
один
трех
Слайд 51Найдите во фразеологических оборотах порядковые числительные
сидеть в
на
меж
искать
дыхание
четырех
стенах
небе
двух
огней
угол
седьмом
пятый
второе
Слайд 52Выберите те числа, при записи которых в середине пишется Ь
знак
60
12
18
600
900
шестьдесят
двенадцать
восемнадцать
шестьсот
девятьсот
Слайд 53Выберите те числа, при записи которых в середине не пишется
Ь знак
11
50
13
17
700
одиннадцать
пятьдесят
тринадцать
семьсот
семнадцать
Слайд 54Выберите те числа, при записи которых в середине пишется Ь
знак
80
19
500
800
17
девятнадцать
восемьдесят
пятьсот
семнадцать
восемьсот
Слайд 55Спишите текст, заменяя числа именами числительными
Самое долговечное из домашних животных
– осел, он доживает до
лет, лошадь и верблюды живут до лет. Собака и кошка живут до лет. Самым древним животным считают черепаху – она живет около лет.
50
пятидесяти
30
тридцати
15
пятнадцати
300
Предельный возраст китов – около лет, а слонов – около
50
80.
трёхсот
пятидесяти
восьмидесяти .
Слайд 57Укажите верное утверждение
Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи,
которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при
счете.
А) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
В) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Слайд 58Укажите верное утверждение
Б) Имена числительные отвечают на вопросы кто? что?
А)
Имена числительные отвечают на вопросы какой? какая? какие?
В) Имена числительные
отвечают на вопросы сколько? какой ? который?
Слайд 59Укажите имя числительное
В) один
А)
единичный
Г) единственный
Б) единица
Слайд 60Укажите имя числительное
В) двойной
А)
двойка
Г) удвоить
Б) два
Слайд 61Укажите ряд с количественными числительными:
Г) тройка, семнадцать, пятьсот
А) семерка, пятый,
один;
Б) пятый, двести, седьмой;
В) пять, пятьдесят, пятнадцать;
Слайд 62Укажите ряд с порядковыми числительными:
Г) двое, пятый, один;
Б) шестьсот, двести,
третий;
В) семь, семьдесят, семёрка;
А)первый, семнадцатый, пятисотый
Слайд 63В каком из отрывков употреблено порядковое числительное
А) И по
милости своей дал в прибавок пять рублей.
П.Ершов
В) На шестнадцатом году повстречаешь ты беду.
В. Жуковский
Б) Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку.
А.Куприн
Слайд 64В каком из отрывков С.Маршака употреблено количественное числительное
А) «Да
послышался вдали выстрел из двустволки».
Б) «На столе он строит
башни, строит город в пять минут».
В) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
Слайд 65Укажите число, при записи которого в середине пишется Ь знак
А)
80
Б) 18
В) 20
Г) 19
Слайд 66Укажите число, при записи которого в середине НЕ пишется Ь
знак
А) 70
Б) 700
В) 15
Г) 500
Слайд 67Проверим результаты теста
10 -8 балов - 5
7-6 балов
- 4
5- 4 балов - 3
ниже 4 балов - 2
Слайд 68Используемые ресурсы
Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт http://www.grafamania.net/vector/vector_cliparts/111728-office-of-the-vector.html
http://smiles.33b.ru
http://tapisarevskaya.rusedu.net
Волина
В.Весёлая грамматика. Знание.- М.,1995
Шкляров Т. Русский язык. Сборник упражнений. 6
класс. Грамотей. – М.- 2010.