Слайд 1Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
Слайд 21.Тот, кто любит родину, должен служить ей.
2.Тот человек, который любит
родину, должен служить ей.
3.Я уверен в том, что наши дети
мир увидят в золотом расцвете.
4. О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.
Слайд 3Запомните!
Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но
и служат для связи главного и придаточного.
Слайд 41.Люди сидели молча только (частица) потому, что они не хотели
обратить на себя внимание.
2. Он и (частица) поступил на
филологический факультет для того, чтобы серьёзно заняться лингвистикой.
3. Мой брат стал хорошим гимнастом, прежде всего(вводное слово), благодаря тому, что с детства ходил в спортивную секцию.
4. Здесь многое напоминает именно (частица) о Лермонтове потому, что с Кавказом связана часть жизни поэта.
Слайд 5 Запомните!
Если перед составными союзами употреблены такие слова,
как
лишь, только, ещё и, именно, очевидно ,вероятно, может быть,
а
также частицы и, не,
они всегда расчленяются и перед союзом что ставится запятая.
Слайд 6 ( ), [ указ. слово].
[
указ. слово], ( ).
Слайд 7Восстановите текст.
Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти
______________________________, во-вторых, отыскать __________________________ (______________), в-третьих, поставить _____________________________________. Придаточное предложение
может пояснять ________, _________________,_____________________.
Слайд 8Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти союз
или союзное слово, во-вторых, отыскать указательное слово (если оно есть),
в-третьих, поставить вопрос к придаточному. Придаточное предложение может пояснять слово, словосочетание или целое предложение.
Слайд 9 Установить соответствие между предложением и
схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить
в схемы?
Слайд 10Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением.
1)Учащиеся
пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.
2) С наступлением
летних каникул наша семья переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности.
Слайд 11 Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя
придаточные второстепенными членами.
1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так
как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города
Слайд 12В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным
оборотом?
1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил
мой слух.
2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!
4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
Слайд 13Найдите ошибки.
Не могли бы вы разъяснить о том, как вы
относитесь к позиции нашего движения.
Проверь
Слайд 14 Не могли бы вы разъяснить то, как вы относитесь
к позиции нашего движения.
Слайд 15 О том, что фестиваль состоится, ни у кого не
было сомнений.
Проверь
Слайд 16 В том, что фестиваль состоится, ни у кого
не было сомнений.
Слайд 17 Директор попросил доложить всё, что происходит на заводе.
Проверь
Слайд 18 Директор попросил доложить обо всём, что происходит на
заводе.
Слайд 19Мне будет не совсем удобно вам докладывать обо всём том,
что говорилось.
Проверь
Слайд 20 Мне будет не совсем удобно вам докладывать всего того,
что говорилось.
Слайд 21 Сам его приезд означает о том, что он
хочет общества.
Проверь
Слайд 22 Сам его приезд означает, что он хочет общества.
Слайд 23- Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А
каждый из вас?
– Довольны ли вы своей работой на
уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
задание:
1) составить мини-диалоги, где были бы употреблены в виде ответных
реплик предложения с указательными словами;
2) составить кроссворд по теме;
3) найти и записать 10 пословиц с указательными словами.