Слайд 1СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 3Эвалюация (Evaluation) – это систематическое исследование и оценка какого-либо предмета с
намерением выявить и дальше развивать его «полезность» и «добротность», то
есть качественность.
Под «предметом» понимаются условия, процессы, продукты и их действия в связи со школой, обучением, воспитанием и развитием.
Слайд 4Внутренняя и внешняя эвалюация
Внешняя эвалюация – это систематическое исследование и оценка
школ (округа, системы) внешним лицом или организацией. Внешняя эвалюация эвалюирует
и внутренние компоненты, например, программу школы, методы преподавания, результаты внутренней эвалюации и может сравнить их со школами данного округа или со школами других округов и даже стран
Внутренняя эвалюация – это основанное на данных систематическое исследование работающими в школе сотрудниками собственной работы и ее результата.
Таким образом, эвалюация связана с принципиально позитивной установкой на улучшение, на помощь, не на оценку (хорошо/плохо), носит диалогический характер и не связана с санкциями, к которым прибегают только в крайнем случае. Учитель должен понимать, что эвалюатор не «проверяет» его, а помогает ему и поддерживает его. Это условие эффективности эвалюации.
Слайд 5Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности,
ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
Слайд 64) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов
и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Слайд 8Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических
задач
личностные:
самоопределение
смыслообразование
морально-этическая
ориентация
метапредметные:
саморегуляция
коммуникация
познавательная
деятельность
предметные:
освоение систематических
знаний,
преобразование,
применение
и самостоятельное пополнение
знаний
Оценка достижения
планируемых результатов
Слайд 9Результаты ученика
Результаты учителя
это действия (умения) по использованию знаний в ходе
решения задач (личностных, метапредметных, предметных).
– это разница между результатами
учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).
Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Слайд 10Новые формы и методы оценки
Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания
по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе
решения своего информационного продукта: вывода, оценки
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д), которая предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Слайд 11Новые формы контроля
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств
по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист
с вопросами по рефлексии деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Слайд 13Учитель и ученик вместе определяют
оценку и отметку
На уроке ученик
сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и,
если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.
На уроке учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.
Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Слайд 14Комплексная оценка результатов
не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая
характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные
результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в таблицы образовательных результатов.
Вместе с официальным классным журналом средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен стать портфель достижений (портфолио).
Слайд 15Границы и рамки применения системы оценки
1) Постепенное внедрение всех нововведений
по этапам, от простого к сложному.
2) Понимание, что система
оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
Слайд 16Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил
1.ЧТО
ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
2.КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель
и ученик вместе определяют оценку и отметку.
3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
4.ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
5.КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно
6.ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности. (необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи; повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи; максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи»(хорошо-отлично-превосходно)
7. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Слайд 18Особенности оценки метапредметных результатов
Объект оценки сформированность
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
Процедуры оценки а) защита
индивидуального проекта
б) проверочные работы (как правило, тематические) по всем предметам
Слайд 24Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения
данного задания
Задание 1:
Прослушайте сообщение вашего одноклассника по теме «Влияние литературы
на жизнь человека». Выскажите своё мнение по рассматриваемому вопросу. Задайте ему вопрос на уточнение.
Проверяемые умения:
Предметные: знание произведений литературы
Метапредметные: умение принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
Слайд 25Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения
данного задания
Задание 2
Восстановите пропущенный фрагмент текста.
Мама отправила
меня в магазин за хлебом. Идти было совсем недалеко. Я надеялся через десять минут вернуться. Но стоило выйти на улицу, как я увидел, что…
…Конечно, я вернулся позже, но зато был горд, что помог человеку.
Проверяемые умения:
Предметные: умения использовать знания о теме, основной мысли при написании творческой работы - сочинений разного типа речи.
Метапредметные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Слайд 26Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения
данного задания
Задание 3
1.Какое слово по своему лексическому значению выпадает из
следующего ряда?
Львёнок, оленёнок, мамонтёнок, котёнок, котёнок, опёнок, поросёнок, гусёнок.
2.Какой лингвистический признак отличает это слово от других?
Проверяемые умения:
Предметные: освоение базовых понятий: (система языка (лексика, состав слова и словообразование); знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова);
Метапредметные: умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Слайд 27Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения
данного задания
Задание 4
Учитель раздал тетради учащимся с проверенной
работой. И у Лены, и у Игоря –«5», хотя Лена написала «ожёг», а Игорь – «ожог».
Кто же ошибся: Лена, Игорь или учитель?»
Проверяемые умения:
Предметные: знание правила правописание О Ё после шипящих, умение применить его в данной ситуации.
Метапредметные: умение решать проблемную ситуацию