Разделы презентаций


Фонетика

Содержание

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка» Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). Здесь живет такая-то буква? Да. Не

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Повторение, обобщение
материала

Ахметова В.В.,
учитель русского языка
и литературы

Фонетика
Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа»

Новгородского муниципального района Новгородской области

Prezentacii.com

Повторение, обобщение материалаАхметова В.В.,учитель русского языка и литературыФонетикаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа»

Слайд 2Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»
Кто-то позвонил. Дверь

отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу

- какая, догадайтесь сами). Здесь живет такая-то буква? Да. Не могли бы вы сейчас поработать? А как? Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... В начале слова не работаю. А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... Простите, в таких местах не бываю. Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? Какие это буквы, будьте добры?.. Первая - Н, а за ней -Ч. Нет, туда не пойду. А после Ч? Перед Т? Если в глаголе - тогда с удовольствием. Нет, в существительном. Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»   Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая,

Слайд 3 Автор данного текста,
Михаил Викторович Панов,

обращается к форме

лингвистической сказки-загадки "Таинственная незнакомка", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные ранее знания.
Автор данного текста, Михаил Викторович Панов,          обращается

Слайд 4Справка
Михаи́л

Ви́кторович Пано́в

(21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.
Справка         Михаи́л Ви́кторович Пано́в

Слайд 5Закончи фразу
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы ….,

а буквы …..
В русском языке … буквы, из них …

обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .


Закончи фразуФонетика – это раздел языкознания, изучающий …..Звуки мы …., а буквы …..В русском языке … буквы,

Слайд 6Найди звук, соответствующий определенной характеристике:
всегда твёрдый: Д, Ж, М,

Й, К, Ф
всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц,

Ф
сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В

Найди звук, соответствующий определенной характеристике:  всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф всегда мягкий: Л,

Слайд 7Игра «Рассели «жильцов»
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели

в домики







В первый домик - слова, в которых

количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
Игра «Рассели «жильцов»Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домикиВ первый домик - слова, в

Слайд 8Звук под маской
Согласные звуки так могут влиять на соседей,

что те изменяются до неузнаваемости.

В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].
Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.
Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

Звук под маской Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости.

Слайд 9Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в

свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.
флаг

краб
вокзал

просьба
молотьба

грядка кружка резкий

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его

Слайд 10 Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь.
Тает снег,

течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
На

болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь.Тает снег, течет ручей,На

Слайд 11Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй

вывод.
Дым на улице стоит, Дом из труб

его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод.   Дым на улице

Слайд 12Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) —

разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из

одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».
Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные

Слайд 13Ключ к метаграмме
Рот – пот – пол – вол –

вор – сор – сом– сок – бок – кок

– кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

Ключ к метаграммеРот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок –

Слайд 14Игра «Наоборот»
Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке,

чтобы получить:
из слова Лён – цифру;
из слова Лей

– название дерева;
из слова Люк – большой мешок;
из слова Ток – домашнее животное;
из слова Шёл – неправду.

Игра «Наоборот»Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить: из слова Лён – цифру;

Слайд 15Отгадай загадку!
Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как

синее стекло, Скользко, весело, светло.
Какое фонетическое явление происходит в

слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?
Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?
Сколько раз встречается звук [с]? В саду рос куст роз.
Отгадай загадку!Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как синее стекло, Скользко, весело, светло.

Слайд 16Подбери пару
К каждому из данных слов подбери такое

слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости

– глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
роль -
жар -
дрель -
гонец -
быль –
зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Подбери пару  К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял

Слайд 17Волшебная сила звука
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах,

достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки

помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…
Волшебная сила звукаВолшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания

Слайд 18Вывод:
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении

и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.


Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.




Вывод:определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе

Слайд 19Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`а з и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский)

Рассказ школьного портфеля. Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.  Ему уже двенадцать лет.  Но говорит он до

Слайд 20Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского

литературного произношения, в частности

нормы ударения?

Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.


Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения,

Слайд 21Как называется система правил

о написании слов и их частей?

Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .
Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….
Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … . Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].

Как называется система правил

Слайд 22Подводим итоги урока.
Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было

трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Подводим итоги урока.Закончи фразу Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что…

Слайд 23 Домашнее задание (на выбор):
сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с

прослушанной;
придумать (подобрать) другие игры по теме;
придумать (подобрать) примеры для

аналогичных игр;
составить задания – тесты по теме;
устный развёрнутый ответ по одной из тем:
- Звукопись;
- Аллитерация;
- Особенности русского ударения.



Домашнее задание (на выбор):сочинить

Слайд 24Использованная литература
Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты

орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
В. М. Бурмако. «Русский язык

в рисунках». - М.: Просвещение, 1991.
В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
Интернет – ресурсы:
http://igrovaia.ru
http://ru.wikipedia.org
http://festival.1september.ru
http://openclass.ru
http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций




Использованная литератураГ. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая.

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика