Слайд 1Формирование ключевых компетенций-одна из главных задач школы в условиях перехода
на ФГОС ООО
Автор:
учитель русского языка и литературы МБОУ Морткинская СОШ
Землякова
Н.А.
Слайд 2Актуальность
Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, направленной
на реализацию основных идей ФГОС.
Современному обществу необходимы такие специалисты,
которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Поэтому задача формирования ключевых компетенций является в настоящее время одной из главных задач школы и ,в первую очередь, уроков русского языка и литературы
Слайд 3Диагностика
эффективности
педагогического
проекта
Групповые и
индивидуальные
творческие
работы
Результаты
олимпиад,
конкурсов
Качество знаний
Экспертная
оценка
Диагностирование
Анкетирование
1
2
3
4
5
6
Слайд 4Невысокий уровень
сформированности
у школьников
ключевых компетентностей
Неумение
применить полученные
знания
в жизни
Неумение
выражать свои
чувства и представления
о мире различными
способами,
направлять творческие
возможности на
решение различных
задач
Перегруженность
содержания
школьного
образования
Сохранение и укрепление
здоровья школьников
с учетом их
возрастных
особенностей
проблемы
Слайд 5Научные идеи компетентностного подхода:
необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;
интерпретация содержания
образования по критериям результативности;
интеграция учений и знаний, относящихся к разным
сферам деятельности.
Слайд 6Цель педагога
моделирование системы работы учителя словесника, обеспечивающей формирование ключевых
компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием
возможностей современных образовательных технологий.
Слайд 7Гипотеза:
Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка
и литературы для формирования у обучающихся ключевых компетенций, то это
позволит им
значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе;
использовать индивидуальные навыки для эффективной коммуникации и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
проявлять высокую творческую активность не только в учебной, но и в общественной деятельности.
Слайд 8Ожидаемые результаты:
повышение уровня сформированности ключевых компетенций;
повышение интереса к русскому языку
и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
прочное и неформальное усвоение
знаний, повышение результативности обучения;
умение применить полученные знания в жизни, направлять творческие возможности на решение различных задач
Слайд 9 Основные составляющие компетентности
во-первых,
знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется,
динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.
Слайд 10Формула компетентности
компетентность
Мобильность знаний
Гибкость метода
Критичность мышления
Слайд 12Методологические основы компетентностного подхода
Современные теории:
психология личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев,
С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.);
структурно-системный подход (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков
и др.);
формирование личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.);
развитие интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.).
Слайд 13Основные компоненты
Способы реализации
Современные
образовательные
технологии
Коммуникативно -
ориентированные задания
Технология
развития
критического
мышления
Технология
развивающего
обучения
Информационные
технологии
Исследовательская
деятельность
Личностно-
ориентиоранный
подход
Технология
деятельностного
метода
Выделение главных
мыслей текста
Прогнозирование
Диалог с текстом
Включение воображения
Работа над сочинением
Драматизация
Словесное рисование
Кластер
Слайд 14Педагогическая идея инновационного компетентностного подхода
разумное сочетание традиционных и современных подходов
к преподаванию русского языка и литературы позволит осуществлять целенаправленное формирование
ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счёте, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Слайд 15Выводы:
Апробированные при реализации компетентностного подхода методы и технологии развития
у обучающихся ключевых компетенций
способствуют повышению уровня сформированности ключевых компетенций;
затрагивают, активизируют
различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
повышают мотивацию к учению;
развивают познавательную активность;
вызывают интерес к предмету;
дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
способствуют повышению качества знаний.
Слайд 16Информационные ресурсы:
Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое пособие
для учителей. Самарский дом печати,1994
Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/
М,2006
.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий –М,2005.
. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.