Слайд 1МОУ «Козиковская средняя общеобразовательная школа»
Дружинина
Елена Васильевна
учитель русского
языка
и литературы
Слайд 2Методическая тема
«Формирование межпредметных
связей в преподавании русского языка»
Слайд 3Мотивация выбора методической темы
Межпредметные связи – важнейшее средство
формирования мировоззрения у школьников, которые способствуют глубине и прочности знаний,
гибкости их применения, расширяют кругозор учащихся, содействуют воспитанию познавательных интересов.
Слайд 4Цели и задачи
Определить источники связей русского языка (с какими
именно предметами устанавливаются контакты);
Обогащение словаря учащихся предметной терминологией;
Активизировать учебно-познавательную деятельность
учащихся;
Работа над правильным и выразительным чтением;
Выработка и закрепление навыков правописания.
Слайд 5Проблема использования межпредметных связей
Проблеме уделяется серьёзное внимание учёными, психологами, педагогами,
методистами и учителями – предметниками
Связи русского языка рассматриваются чаще всего
с литературой, как предметом наиболее близким, родственным, значительно реже – с другими учебными дисциплинами. Тексты из разных школьных учебников на уроках русского языка – распространённый способ реализации межпредметных связей
Слайд 6Межпредметные связи в преподавании русского языка – функциональные связи
1.В преподавании
русского языка следует иметь в виду те предметы, которые помогут
объяснить происхождение и существование различных фактов современного языка.
2.В преподавании русского языка следует показать, для чего то или иное явление существует в языке, как оно употребляется в разных стилях речи.
Слайд 7Специфика межпредметных связей
Межпредметные связи русского языка разнокачественные и схематично выглядят
так:
Слайд 8Русский язык и литература
Использование образцов художественного стиля (произведения русских и
советских писателей)
Документы, «деловые бумаги», встречающиеся в художественных произведениях
Материалы газет, журналов
Использование
поэтических пятиминуток
Слайд 9Русский язык и история
Исторические диктанты (тексты из учебников истории)
Словарные диктанты
с использованием исторических терминов
Слайд 10Русский язык и иностранный язык
Сопоставление состава заимствованных и калькированных слов
Сравнение
грамматических категорий(род, число существительных, формы времён глагола)
Синтаксические конструкции: порядок слов,
употребление связки в предложениях с составным именным сказуемым
Слайд 11Русский язык , музыка, ИЗО
Использование музыки, репродукций картин русских и
советских композиторов, художников на уроках развития речи
(сочинение – описание
природы, описание картины, пейзажа, натюрморта и т.д.)
Слайд 12Русский язык и математика
При изучении синтаксиса в 8 классе по
темам «Простое предложение», «Виды простых предложений», «Безличные предложения» используем формулировки,
задания к задачам и примерам.
При изучении имени числительного в 6 классе, склонение числительных, при написании математических словарных диктантов
Слайд 13Из личной практики
По методической теме даны уроки:
2009 г.
9 класс -
«Мир сквозь притчу»
7 класс - «Человек и природа» - район
2010
г.
11 класс – «Я возвращусь когда -нибудь»
5,6 класс – «Путешествие в страну
Глаголию»- район