Слайд 1*
«Формирование навыков грамотного письма»
Слайд 2*
Язык народа – это не просто система знаков, средство общения
и информации: он – хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа,
его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.
Слайд 3*
Две ступени орфографических действий:
постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
ее решение (выбор
письменного знака в соответствии с правилом)
Слайд 4*
Задача учителя –
научить видеть орфограмму, научить думать при письме
Слайд 5*
ФАКТОРЫ:
Зрительный
2. Слуховой
3. Рукодвигательный
Слайд 7*
никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку.
Золотое правило ученика:
Слайд 8*
П Р И Е М Ы:
а) письмо с пропусками «дырками»
- не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься
в словаре;
б) опорные схемы;
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Слайд 9*
С Х Е М А
Весной лес оживает
е оие
Весело щебечут птицы ео еу ы
Из берлоги вылезает сонный
медведь з еи ее ед
Слайд 10*
а)письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши,
спроси у учителя, справься в словаре;
б) опорные схемы;
в) есть
прием, заставляющий думать над написанием;
г) «диктант» с обоснованием.
П Р И Е М Ы :
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Слайд 11*
СЛУХОВОЙ ФАКТОР
И Г Р Ы:
«Найди опасное место»
«Светофор»
Слайд 12*
ПРОГОВАРИВАНИЕ
Словарная работа – это не эпизод в работе
учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная
со всеми разделами курса русского языка
Текучев А.В.
Слайд 13*
Этапы словарной работы:
Семантизация слова.
Актуализация слова.
Использование слова в речи.
Слайд 14*
ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ -
помочь учащимся овладеть сочетаемостью и
сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный
запас учащихся.
Слайд 15*
Способы толкования слова:
наглядный;
контекстуальный;
способ постановки синонимов;
логическое определение;
развернутое описание;
подбор антонимов;
анализ морфологической структуры
слова;
словообразование.
Слайд 16*
Основные этапы активизации словаря:
Толкование слова с помощью одного или нескольких
приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в
себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)
Слайд 17*
ИГРЫ:
1. «Кто больше напишет слов»
например:
Верный – преданный, постоянный,
неизменный, надежный, проверенный, испытанный;
Милосердие
– сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
Слайд 18*
2. Игра «Наоборотки».
3. Диктант – игра «Запоминайка»
одлодлодл
Чуткий – нечуткий
Внимательный –
невнимательный.
4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»
обЕжать -
обИжать
примЕрять – примИрять
полАскать – полОскать
посЕдел- посИдел
Слайд 19*
5.Игра « Как назвать одним словом?»
6.Расшифруйте слова и замените
одним словом
а)
2,6,18,7,9,1 (береза) 12,13,7,15 ( клен)
16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30 ( ясень)
б)
18,16,9,1
(роза)
1,19,20,18,1 (астра)
20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)
4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы
Слайд 20*
7. Запишите слова с безударной гласной Я:
Монета в пять
копеек (пятак),( пять)
Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)
Школьная отметка
(пятерка)
Детская игра (пятнашки), ( пятна)
Слайд 21*
Трактор шумел, как ... .
На солнце засверкали ягоды земляники,
словно ... .
Слайд 22*
«К о р а б л и к»
По горизонтали:
1.Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (орех)
2.Шла Саша по ….
и сосала сушку (шоссе)
3.Вот …. тучи нагоняя… (север)
4.Название места, где кто- либо живет, надпись на конверте (адрес)
5.Большие дети, берите… (билетик)
По вертикали:
1.Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овес)
3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена)
6.Честь….. береги свято. (солдата).
7.Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб)
Слайд 25*
Признаки предложения:
наша речь состоит из предложений;
предложение состоит из слов;
слова
в предложении связаны между собой;
предложение выражает законченную мысль;
каждое предложение
произносится с особой интонацией.
Слайд 26*
Компоненты:
Мотивационно - ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных
задач с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в
грамотном письме школьников.
Содержательно- операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.
Слайд 28*
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Слайд 31*
Задание
Подбери все проверочные слова к слову м…лчаливый-………
молча, молчать, примолк, молчун
Укажи
буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)
П…ссажир, г…ризонт, б…седа,
в…кзал, вч…ра