Слайд 1Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 35 г. Краснодар Соколенко Ольга
Илларионовна
Слайд 2Формирование орфографического навыка является одной из ведущих проблем в курсе
русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из
легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.
Слайд 3Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но
все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть
положительный результат.
Слайд 4 Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в
зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное
письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.
Слайд 5Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая
работа – один из способов формирования орфографической зоркости. В связи
с этим использую такой вид работы.
п ф б к т х е
ш с р ч ё
з ц а
Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Слайд 6Если найдёте прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то
прочтёте слово.
Слайд 7Большой интерес представляет собой приём “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму –
значит сделать более ярким, то место в слове, которое трудно
запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.
Слайд 8 ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Выявление трудной орфограммы.
2. Постановка перед учащимися
проблемы: Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей
памяти?
3. Самостоятельный поиск учащимися способов “усиления”.
4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
5. Выбор каждым учащимся приём запоминания.
Слайд 9Эффективные способы “усиления” орфограммы:
1) написание орфограммы по аналогии с
внешним видом предмета
Слайд 113) «Сильный и слабый».
Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный?
Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и
кОтёнок.
Гласные буквы одинаковые.
Гласные звуки разные.
Помоги слабому!
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтёнок гласный безударный – слабый.
Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котёнок».
Слайд 12 Когда ребенок сравнивает слабого котёнка и сильного кота – он
осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и
сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией – ударным гласным в корне кот.
Слайд 13
Виды заданий для формирования орфографической зоркости
1. Поиск орфограмм в
“чистом” тексте.
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить
слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Слайд 14 Предлагаемые карточки позволяют:
- развивать орфографическую зоркость в процессе
поиска слов с орфограммами;
- самостоятельно проверить результат работы;
- видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.
Слайд 15 2. Абракадабра
Отделить друг от друга слова
вертикальной чертой.
Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянканарисовалалимон
Былазимаморозщипалщёкипотомсталотепловыполомногоснегадетилепилиснеговикарукизяблиноснеговиквышелхорош
Слайд 163. Тексты с ошибками:
На паляне тичёт ручийок. Трова зилёное. Много
цвитёт пьёстрых цвитов. Нацвитах роботают пчолы. Махнатыи шмили гудят. У
старой сасны вюца коморы.
Слайд 174. «Найди орфограммы».
Дети сами в тексте находит орфограммы и записывают
текст с пропусками. Передают тетрадь соседу. Сосед вставляет пропущенные орфограммы.
Слайд 185. Письмо под диктовку.
Наглядное представление о видах диктантов можно получить
из схемы – классификации. Цифрами обозначены основания, по которым различаются
диктанты: структура диктуемого материала (1), основная цель проведения (2), время объяснения орфограмм в тексте (3), характер операций учащихся с диктуемым материалом (4), способ восприятия материала в момент объяснения орфограмм (5).
Слайд 19
Диктант “ Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у
учителя, как пишется то или иное слово.
Первое и главное
достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Слайд 206. Специально организованное списывание
Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения,
сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При
этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. А еще Аристотель говорил: "Сомнение - начало поиска истины". Действительно, появилось сомнение - будет найдена истина.
Слайд 21Алгоритм списывания
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли.
3.
Выдели орфограммы в списываемом тексте. По рекомендации психологов и методистов этот этап иначе называется активным орфографическим анализом текста.
4. Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь себе диктовать во время письма.
Слайд 22 5. Повтори предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Слайд 23Дидактические игры
по русскому языку
Пособие представляет собой сборник дидактических игр
по русскому языку для 1-5 классов и описание способов их
применения.
Слайд 24Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»
«Разноцветные буквы»
Цель: Развитие внимания,
зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой
мотивации.
Описание: Командам предлагаются для рассмотрения таблицы 5х5 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов).
Задание: Найти гласные буквы. Сколько их?
Сколько синих согласных?
Сколько зеленых согласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки – числом пальцев..
Слайд 25Тема: «Парные звонкие и глухие согласные»
«Хитрые буквы»
Цель: Закрепление учебного материала
через игровую мотивацию
Описание: На карточках написаны два ряда по 10
слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных.
Задание: Как можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы". Слова для 1-го столбика: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2-го столбика: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
Слайд 26Тема: «Слог»
«Найди пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Класс делится
на группы. Каждая группа получает карточки со слогами:
НА – СОС – КА – МЫШ – ЖИ – ЛЫ – НА – ВЕС
Задание: Найти пару каждому слогу и записать эти слова.
Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка.
Слайд 27Тема: «Большая буква»
«Кто быстрее исправит ошибки?»
Цель: Развитие внимания, закрепление учебного
материала через использование игровой мотивации.
Описание: На карточках – текст с
ошибками.
Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
Слайд 28Тема: «Части речи»
«Кто больше придумает?»
Цель: Развитие воображения, устной и письменной
речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: Класс делится
на группы и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам).
Задание: Написать как можно больше имен существительных. Выигрывает та команда, которая напишет больше всех имен существительных. Аналогичную игру можно провести и по другим темам, например «Глагол», «Имя прилагательное».
Слайд 29Тема: «Части речи»
«Кто быстрее найдет?»
Цель: Развитие мышления, закрепление учебного материала
через игровую мотивацию.
Описание: На карточках тексты с равным количеством слов
и глаголов.
Задание: Ученики должны как можно скорее найти и подчеркнуть все слова, отвечающие на вопрос "что делает?".
Слайд 30Тема: «Вопросы «Кто?» и «Что?»
"Кто быстрее?"
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление
учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На карточках - два
ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных.
Задание: Ученики подчеркивают слова, отвечающие на вопрос «кто?» - синим маркером, на вопрос «что?» - зеленым маркером.
Слайд 31Тема: «Имя прилагательное»
«Найди пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Каждая
команда получает карточку со словами: четыре существительных, и четыре прилагательных.
Задание: Найти подходящее прилагательное к существительному.
Слайд 32Тема: «Падежные окончания»
«Прочти
предложение»
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Из альбомного листа
изготовляются карты, на которых записаны предложения, но в место существительных помещены соответствующие рисунки.
Задание: Читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
Слайд 33Тема: «Предложение»
«Живые слова»
Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала
через двигательный анализатор.
Описание: Командам даются слова, записанные в разброс.
Задание: Дается задание, поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Слайд 34Тема: «Предложение»
«Найди свое слово»
Цель: Развитие быстроты мышления, умение работать в
группе, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Класс делится на
команды по 6 человек. Каждая команда получает карточки со словами.
Задание: Найти подходящие друг другу слова и соединить их в предложения как можно быстрее, так как выигравший определяется по времени. Когда предложения составлены проводится их сравнение и обсуждение. Например: РАСТЕТ. ВЫСОКАЯ. ЕЛЬ. ВАСЯ. ЕЛ. ЯБЛОКО.
Слайд 35 Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том,
что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у
детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Дети с удовольствием выполняют любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Слайд 36Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования
орфографической зоркости, даёт положительные результаты:
- учащиеся усваивают основные виды орфограмм,
в том числе безударные гласные;
- достигается довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости;
- возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.