Слайд 1
муниципальная общеобразовательная школа - интернат – школа - интернат основного
                                                            
                                    
общего образования
Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы
Докладчик:
                                    Ладыгина Э.Г., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Актуальность:
Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников
                                                            
                                    
к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес
                                    удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме.
Формирование мотивации обучения должно складываться из двух направлений работы: "расконсервирования" мотивационного потенциала самого процесса обучения, с одной стороны, и раскрытия потенций личности учителя и ученика, с другой.
Для успешной реализации этого необходимо учитывать закономерности развития мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
											
                            Слайд 4Изучение мотивации
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и
                                                            
                                    
возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и
                                    класса в целом.
 Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. 
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность учебно-познавательной деятельности:
                                                            
                                    
отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в
                                    мотивации учения; 
характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу; учащихся между собой; 
способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
Все мотивы можно распределить по основным направлениям:
Самоопределения
Познавательные
Узкопрактические
Саморазвития
Общение с учителем
Общение со
                                                            
                                    
сверстниками
Самоутверждение
Избежание неприятностей
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Анализ мотивов, выбранных учениками, позволяет мне распределить учащихся на 3
                                                            
                                    
группы:
I группа включает учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
II
                                    группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. 
III группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на
                                                            
                                    
характер учебной деятельности?
Выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить
                                    кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы: такие уч-ся активно принимают участие в конференциях, создании проектов, конкурсах.
Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников: здесь применяю уровневую дифференциацию – выполнение уровневого задания по выбору школьника. 
Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним (для таких уч-ся характерны индивидуальные занятия и задания).
Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Применяю групповое самостоятельное обучение, где каждая группа работает под руководством ученика-консультанта.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 9Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:
общая атмосфера в школе, классе (спокойный
                                                            
                                    
тон, установка на успех, физминутки);
участие ученика в коллективистических формах организации
                                    разных видов деятельности (взаимопроверка, взаимопомощь, групповая работа, игровая деятельность); 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
отношения сотрудничества учителя и учащегося, помогаю не в виде прямого
                                                            
                                    
вмешательства в выполнение задания, а в виде советов (индивидуальная и
                                    дифференцированная работа); 
привлекаю школьников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (оценить ответ свой и товарища); 
занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся (уроки-игры, кроссворды, применение мультимедийного сопровождения); 
эмоциональность речи;
познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;
анализ жизненных ситуаций (изучение любого произведения по литературе соотносить с современностью); 
умело применяю поощрения и порицания (особо для детей с неустойчивой психикой, здесь помогают психологические исследования). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие
                                                            
                                    творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
                                    создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку и литературе;
обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Формирование мотивации на отдельных этапах урока
Этап вызывания исходной мотивации. 
Этап
                                                            
                                    
подкрепления и усиления возникшей мотивации (ориентироваться на познавательные и социальные
                                    мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). 
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. 
Каждый этап - это психологическая ситуация. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Формирование мотивации учения у отстающих детей
При формировании положительного отношения к
                                                            
                                    
учению учу учащихся:
ставить и достигать цели, составлять план своей работы,
                                    связывать отдельные действия в систему; 
пытаться выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшает дисциплинированность этих детей;
 прошу самого ученика оценить свои и чужие знания; 
обучаю учащихся выполнению действий по инструкции; 
объясняю материал с использование наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 15Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского
                                                            
                                    
языка
Метафоры
Создание ситуации успеха 
Освобождение от домашнего задания, зачёта и других
                                    форм контроля 
“Защитный лист” 
Кредит доверия
Закрепление правил в игре с мячом 
“Да- нетка”
“Оратор”
“Автор”
“Фантазёр”
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы 
                                                            
                                    
и цели в голову учащегося (это могло бы привести к
                                    манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.