Слайд 1
муниципальная общеобразовательная школа - интернат – школа - интернат основного
общего образования
Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы
Докладчик:
Ладыгина Э.Г., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
Слайд 2Актуальность:
Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников
к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес
удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме.
Формирование мотивации обучения должно складываться из двух направлений работы: "расконсервирования" мотивационного потенциала самого процесса обучения, с одной стороны, и раскрытия потенций личности учителя и ученика, с другой.
Для успешной реализации этого необходимо учитывать закономерности развития мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.
Слайд 4Изучение мотивации
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и
возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и
класса в целом.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны.
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.
Слайд 5Взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность учебно-познавательной деятельности:
отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в
мотивации учения;
характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу; учащихся между собой;
способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.
Слайд 6
Все мотивы можно распределить по основным направлениям:
Самоопределения
Познавательные
Узкопрактические
Саморазвития
Общение с учителем
Общение со
сверстниками
Самоутверждение
Избежание неприятностей
Слайд 7Анализ мотивов, выбранных учениками, позволяет мне распределить учащихся на 3
группы:
I группа включает учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
II
группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
III группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.
Слайд 8Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на
характер учебной деятельности?
Выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить
кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы: такие уч-ся активно принимают участие в конференциях, создании проектов, конкурсах.
Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников: здесь применяю уровневую дифференциацию – выполнение уровневого задания по выбору школьника.
Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним (для таких уч-ся характерны индивидуальные занятия и задания).
Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Применяю групповое самостоятельное обучение, где каждая группа работает под руководством ученика-консультанта.
Слайд 9Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:
общая атмосфера в школе, классе (спокойный
тон, установка на успех, физминутки);
участие ученика в коллективистических формах организации
разных видов деятельности (взаимопроверка, взаимопомощь, групповая работа, игровая деятельность);
Слайд 10
отношения сотрудничества учителя и учащегося, помогаю не в виде прямого
вмешательства в выполнение задания, а в виде советов (индивидуальная и
дифференцированная работа);
привлекаю школьников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (оценить ответ свой и товарища);
занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся (уроки-игры, кроссворды, применение мультимедийного сопровождения);
эмоциональность речи;
познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;
анализ жизненных ситуаций (изучение любого произведения по литературе соотносить с современностью);
умело применяю поощрения и порицания (особо для детей с неустойчивой психикой, здесь помогают психологические исследования).
Слайд 11Наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие
творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку и литературе;
обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности.
Слайд 12Формирование мотивации на отдельных этапах урока
Этап вызывания исходной мотивации.
Этап
подкрепления и усиления возникшей мотивации (ориентироваться на познавательные и социальные
мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.
Каждый этап - это психологическая ситуация.
Слайд 13Формирование мотивации учения у отстающих детей
При формировании положительного отношения к
учению учу учащихся:
ставить и достигать цели, составлять план своей работы,
связывать отдельные действия в систему;
пытаться выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшает дисциплинированность этих детей;
прошу самого ученика оценить свои и чужие знания;
обучаю учащихся выполнению действий по инструкции;
объясняю материал с использование наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации.
Слайд 15Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского
языка
Метафоры
Создание ситуации успеха
Освобождение от домашнего задания, зачёта и других
форм контроля
“Защитный лист”
Кредит доверия
Закрепление правил в игре с мячом
“Да- нетка”
“Оратор”
“Автор”
“Фантазёр”
Слайд 16
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы
и цели в голову учащегося (это могло бы привести к
манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.