Разделы презентаций


Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы

Содержание

Актуальность:Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 муниципальная общеобразовательная школа - интернат – школа - интернат основного

общего образования Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы
Докладчик:

Ладыгина Э.Г., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
муниципальная общеобразовательная школа - интернат – школа - интернат основного общего образования Формирование положительной мотивации на

Слайд 2Актуальность:
Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников

к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес

удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме.
Формирование мотивации обучения должно складываться из двух направлений работы: "расконсервирования" мотивационного потенциала самого процесса обучения, с одной стороны, и раскрытия потенций личности учителя и ученика, с другой.
Для успешной реализации этого необходимо учитывать закономерности развития мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.
Актуальность:Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности

Слайд 3Строение мотивации учения

Строение мотивации учения

Слайд 4Изучение мотивации
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и

возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и

класса в целом.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны.
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.
Изучение мотивацииИзучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у

Слайд 5Взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность учебно-познавательной деятельности:


отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в

мотивации учения;
характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу; учащихся между собой;
способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.
Взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность учебно-познавательной деятельности: отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной

Слайд 6 Все мотивы можно распределить по основным направлениям:
Самоопределения
Познавательные
Узкопрактические
Саморазвития
Общение с учителем
Общение со

сверстниками
Самоутверждение
Избежание неприятностей

Все мотивы можно распределить по основным направлениям: СамоопределенияПознавательныеУзкопрактическиеСаморазвитияОбщение с учителемОбщение со сверстникамиСамоутверждениеИзбежание неприятностей

Слайд 7Анализ мотивов, выбранных учениками, позволяет мне распределить учащихся на 3

группы:
I группа включает учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
II

группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
III группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.
Анализ мотивов, выбранных учениками, позволяет мне распределить учащихся на 3 группы:I группа включает учеников, воспринимающих учебу с

Слайд 8Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на

характер учебной деятельности?
Выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить

кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы: такие уч-ся активно принимают участие в конференциях, создании проектов, конкурсах.
Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников: здесь применяю уровневую дифференциацию – выполнение уровневого задания по выбору школьника.
Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним (для таких уч-ся характерны индивидуальные занятия и задания).
Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Применяю групповое самостоятельное обучение, где каждая группа работает под руководством ученика-консультанта.
Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер учебной деятельности?Выбор мотивов саморазвития связан со

Слайд 9Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:
общая атмосфера в школе, классе (спокойный

тон, установка на успех, физминутки);
участие ученика в коллективистических формах организации

разных видов деятельности (взаимопроверка, взаимопомощь, групповая работа, игровая деятельность);
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:общая атмосфера в школе, классе (спокойный тон, установка на успех, физминутки);участие ученика в

Слайд 10
отношения сотрудничества учителя и учащегося, помогаю не в виде прямого

вмешательства в выполнение задания, а в виде советов (индивидуальная и

дифференцированная работа);
привлекаю школьников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (оценить ответ свой и товарища);
занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся (уроки-игры, кроссворды, применение мультимедийного сопровождения);
эмоциональность речи;
познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;
анализ жизненных ситуаций (изучение любого произведения по литературе соотносить с современностью);
умело применяю поощрения и порицания (особо для детей с неустойчивой психикой, здесь помогают психологические исследования).

отношения сотрудничества учителя и учащегося, помогаю не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде

Слайд 11Наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие

творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.


создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку и литературе;
обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности.

Наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика

Слайд 12Формирование мотивации на отдельных этапах урока
Этап вызывания исходной мотивации.
Этап

подкрепления и усиления возникшей мотивации (ориентироваться на познавательные и социальные

мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.
Каждый этап - это психологическая ситуация.
Формирование мотивации на отдельных этапах урокаЭтап вызывания исходной мотивации. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации (ориентироваться на

Слайд 13Формирование мотивации учения у отстающих детей
При формировании положительного отношения к

учению учу учащихся:
ставить и достигать цели, составлять план своей работы,

связывать отдельные действия в систему;
пытаться выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшает дисциплинированность этих детей;
прошу самого ученика оценить свои и чужие знания;
обучаю учащихся выполнению действий по инструкции;
объясняю материал с использование наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации.
Формирование мотивации учения у отстающих детейПри формировании положительного отношения к учению учу учащихся:ставить и достигать цели, составлять

Слайд 14Уровень тревожности


Уровень тревожности

Слайд 15Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского

языка
Метафоры
Создание ситуации успеха
Освобождение от домашнего задания, зачёта и других

форм контроля
“Защитный лист”
Кредит доверия
Закрепление правил в игре с мячом
“Да- нетка”
“Оратор”
“Автор”
“Фантазёр”
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языкаМетафорыСоздание ситуации успеха Освобождение от домашнего задания,

Слайд 16
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы 

и цели в голову учащегося (это могло бы привести к

манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы  и цели в голову учащегося (это могло

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика