Разделы презентаций


Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения словообразования

Содержание

В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема формирования познавательного интереса

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения

словообразования

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения словообразования

Слайд 2
В связи с тем, что перед современной школой в настоящее

время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний,

сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема формирования познавательного интереса и развития мышления на уроках русского языка является актуальной.
Благодатным материалом для решения этих задач является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.
В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика

Слайд 3
Оригинальные задания- нетрадиционные по содержанию,
поисковые по характеру, насыщенные дополнительной


лексикой, расширенным объемом работы с понятиями и
терминами позволяют не

только формировать
лингвистические знания, умения, навыки, удерживать
внимание каждого ребенка на протяжении всего урока и
воспитывать интерес к урокам русского языка, но и дают
широкие возможности для развития и совершенствования
ряда интеллектуальных качеств, среди которых можно
особо выделить познавательный интерес и логическое мышление.
Оригинальные задания- нетрадиционные по содержанию, поисковые по характеру, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы с понятиями и

Слайд 4
Школьники овладевают различными мыслительными операциями: учатся сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить

под понятие, строить умозаключения

Школьники овладевают различными мыслительными операциями: учатся сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие, строить умозаключения

Слайд 5
Необычные задания, игры активизируют познавательную деятельность учеников, работоспособность их резко

возрастает. Этому же способствуют элементы творчества и самостоятельности. Все виды

работ имеют цель:
вызвать интерес к данной работе;
эмоционально настроить класс, чтобы каждому школьнику захотелось выполнить данное задание;
вселить уверенность в ученика, что он сможет это выполнить;
установить доверительные и добрые отношения между учителем и учеником
Необычные задания, игры активизируют познавательную деятельность учеников, работоспособность их резко возрастает. Этому же способствуют элементы творчества и

Слайд 6
Началом элементарного словообразовательного анализа является игра «В почемучки»:
-Почему вас называют

школьниками? От какого слова образовано слово школьники?
- Почему хлебница называется

хлебницей ? От какого слова образовано слово хлебница?
-Почему этот вид крыши называют грибком? От какого слова образовано слово грибок? Почему грибников так называют? С чем грибные пироги?
Началом элементарного словообразовательного анализа является игра «В почемучки»:-Почему вас называют школьниками? От какого слова образовано слово школьники?-

Слайд 7
Замена развернутого объяснения лексического значения слова подбором родственного слова.
Задание:

назвать одним словом (слово должно быть однокоренным). Определить, какой частью

речи оно является, разобрать по составу.
1. Машина, приспособленная для перевозки груза. (Грузовик.)
2. Предмет, который дарят на память, (Подарок.)
3. Человек, который управляет краном. (Крановщик.)
4. Сад, который принадлежит колхозу. (Колхозный.)
5. Вокзал, который находится па реке. (Речной.)
6. Рыба, которая живет в море. (Морская.)
С помощью учителя учащиеся выясняют, как образовались данные слова.
Замена развернутого объяснения лексического значения слова подбором родственного слова.Задание: назвать одним словом (слово должно быть однокоренным).

Слайд 8
В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность

в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов, к неправильному

выполнению заданий. Одной из таких тем является изучение морфемного состава слова, в частности, суффиксов.
В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию

Слайд 9
Чтобы решить эту проблему, уроки можно сделать нестандартными: материал излагать

в стихотворной форме, слова с одинаковыми суффиксами надо заранее сгруппировать,

обязательно дать толкование слов каждой группы. Учитель вместе с учениками наблюдает и делает выводы, что же эти слова называют: людей по виду деятельности, предметы по веществу, хранящемуся в них, размерам и т.д.
Чтобы решить эту проблему, уроки можно сделать нестандартными: материал излагать в стихотворной форме, слова с одинаковыми суффиксами

Слайд 10
Ученики наблюдают, как суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые

оттенки, как из одних слов с помощью суффиксов можно образовать

другие. В результате у школьников формируются умения, связанные с морфемным анализом слов, с правописанием суффиксов.
Ученики наблюдают, как суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки, как из одних слов с помощью

Слайд 11
Приведу примеры работы над правописанием суффиксов 1. — Сегодня мы

будем образовывать слова при помощи суффиксов -очк-, -еньк- -к-, которые

придают словам ласкательный оттенок. Послушайте, о чем они вам расскажут.
Приведу примеры работы над правописанием суффиксов  1. — Сегодня мы будем образовывать слова при помощи суффиксов

Слайд 12
Мы суффиксы любви и ласки,
Глаза мы превращаем в глазки,


Акулу хищную и злую
Мы обращаем в рыбку золотую.
А

если только повелим,
Ножищи Гулливера мы в ножки Чиполлино превратим!
Мы суффиксы любви и ласки, Глаза мы превращаем в глазки, Акулу хищную и злую Мы обращаем в

Слайд 13
2. — Словообразовательные суффиксы -оват-, -еват- придают словам оттенок неполноты

качества. Это понятие также проще пояснить в стихотворной форме.
От качества

нашего пища вкусней,
А цвет у предмета намного нежней,
Капусту готовим чуть-чуть кисловатой,
А перец добавим чуть-чуть горьковатый,
Идет помидор красноватый в соленье,
В подарок от суффиксов вам угощенье.
( Например, конфеты)
2. — Словообразовательные суффиксы -оват-, -еват- придают словам оттенок неполноты качества. Это понятие также проще пояснить в

Слайд 14
Детям могут быть предложены примеры сказок о корнях, суффиксах, приставках,

приведены стихотворения и загадки.

Детям могут быть предложены примеры сказок о корнях, суффиксах, приставках, приведены стихотворения и загадки.

Слайд 15
Загадки Деда Мороза.
Пошла Машенька в лес за хворостом и

заблудилась. Видит: под сосной старик стоит. Борода у старика длинная,

белая. На серебряную палку старик опирается. Догадалась Машенька, что это сам Мороз Иванович.
— Дедушка, покажите, пожалуйста, дорогу домой! — попросила девочка.
— Угадай три загадки, покажу дорогу. А не отгадаешь — в моём доме три года служить станешь.
Загадки Деда Мороза.Пошла Машенька в лес за хворостом и заблудилась. Видит: под сосной старик стоит. Борода

Слайд 16
Слушай загадки внимательно:
—Назови четыре предмета, которые из одного снега сделаны.

Какая птица с первым снегом к домам прилетает?
— Какие цветы

первыми из-под снега появляются?
Задумалась Машенька.
Помогите девочке вернуться домой, напишите ответ:
Из одного снега сделаны_______,______.
Снег выпадает, прилетают____________.
Первыми из-под снега появляются________.

Слушай загадки внимательно:—Назови четыре предмета, которые из одного снега сделаны.— Какая птица с первым снегом к домам

Слайд 18Как Иней и Снежинка свадьбу играли.
Иней увидел Снежинку и влюбился.

Такая Снежинка беленькая! В звёздочке иголочки, как

у него, Инея, сверкают на солнце!
- Снежинка, выходи за меня замуж!
- Надо у батюшки разрешения попросить.
- А кто твой батюшка?
-Как кто? Снег. Ласково - Снежок.
- Снег, Снежок, отдай за меня, Инея, Снежинку замуж!
-Посоветоваться с родными надо.
Как Иней и Снежинка свадьбу играли.Иней увидел Снежинку и влюбился. Такая Снежинка   беленькая! В звёздочке

Слайд 19
Созвал Снег родственников: Снегурочку, Снеговика, Снегопада. Снегирь прилетел на сговор.

Снежки прикатились - их ребята налепили.


- Иней сватает нашу Снежинку, - объявил Снег.
- Подходящий жених, -говорит Снегурочка.
-В его имени, как и в наших корнях, буква е пишется.
- Иней красивый, как и Снежинка, - сказал Снеговик.
-Поздравляю! - крикнул Снегирь. Стали играть свадьбу. Снегопад снегу насыпал, Снегирь Снежинке, Инею дом смастерил - молодым подарил.
Созвал Снег родственников: Снегурочку, Снеговика, Снегопада. Снегирь прилетел на сговор. Снежки прикатились - их ребята налепили.

Слайд 20
На свадьбе Снеговик со Снегурочкой так плясали,

что шапки потеряли.
И стали Иней со Снежинкой поживать,

да добра наживать.
Сделай подарок молодым: запиши родственников Снежинки.
В результате анализа слов снег , снеговик, снежинка, Снегурка, снежок, снегирь, подснежник возникает проблемная ситуация «Какой же корень в словах?» .
На  свадьбе  Снеговик  со Снегурочкой так плясали, что шапки   потеряли.И стали Иней

Слайд 21
-Попробуем образовать слово снежок от основы слова снег .
Поставим

слово снег. Какой суффикс в слове снежок?
Прочтем: получается слово

снегок . Так говорят?
Нет.
А как говорят?
Что же слово снежок образовано от другого слова? Нет, не от другого.
Но в корне звук г заменяется, говорят, «чередуется» , звуком ж .

-Попробуем образовать слово снежок от основы слова снег . Поставим слово снег. Какой суффикс в слове снежок?

Слайд 22
СНЕЖОК СНЕЖОЧЕК
СНЕГИРЬ СНЕГИРЕНОК
СНЕЖИНКА
СНЕГУРОЧКА
СНЕГОВОЙ

СНЕГОВИК СНЕГОВИЧОК
ПОДСНЕЖНИК
СНЕЖНЫЙ СНЕЖНО

СНЕЖНОСТЬ
СНЕЖОК    СНЕЖОЧЕК СНЕГИРЬ   СНЕГИРЕНОКСНЕЖИНКАСНЕГУРОЧКАСНЕГОВОЙ   СНЕГОВИК    СНЕГОВИЧОКПОДСНЕЖНИКСНЕЖНЫЙ

Слайд 23
Включение изученных частей слова в попутное повторение.
1.

Снежинка танцевала и корень потеряла. Какой? Вставьте этот корень

в словообразовательные модели.
- ок -инк-а -урк-а -овик
Снег- сн—га,
Белая з..има,
На улице мы бегали,
Сн..говика делали.
Сн..жинка белая,
Куда ты бегала?
Я в поле танцевала,
Букву потеряла.
Какую букву потеряла Снежинка?
Включение изученных частей слова в попутное повторение.1.     Снежинка танцевала и корень потеряла. Какой?

Слайд 24
2.Разделите на группы слова: мороз, похолодало, голодаю, голод, заморозить, выморозить,

отморозить, холодок, голодный.
По какому признаку разделили? Найдите слова с

приставками. Напишите с этими же приставками глаголы с корнем корм.

2.Разделите на группы слова: мороз, похолодало, голодаю, голод, заморозить, выморозить, отморозить, холодок, голодный. По какому признаку разделили?

Слайд 25
Объясните словообразованием значения слов: озимь, зимовье, зимовка, снежинка, снеговик, снежок?
Запомните

слова: иней, изморозь, изморось. Объясните смысловую разницу. Выберите подходящее объяснение

:
- тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на поверхности;
-похожий на иней осадок, образующийся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев;
- очень мелкий дождь.
Объясните словообразованием значения слов: озимь, зимовье, зимовка, снежинка, снеговик, снежок?Запомните слова: иней, изморозь, изморось. Объясните смысловую разницу.

Слайд 26- Составьте из новогодних игрушек бусы.

- Составьте из новогодних игрушек бусы.

Слайд 27
По какому признаку вы составили нижние бусы?
Запишите слова с приставками

из первых бус.
- Запишите слова в первый столбик. Выделите приставки.
По какому признаку

составлены вторые бусы?
Запишите во второй столбик слова с приставками со вторых бус. Выделите приставки.
— Составьте слова с приставками из третьих бус и запишите их в третий столбик.
На «новогодних игрушках» нарисуйте столько кружков, сколько слов вы написали.
По какому признаку вы составили нижние бусы?Запишите слова с приставками из первых бус.-	Запишите слова в первый столбик.

Слайд 28
Таким образом, практическая направленность словообразовательных упражнений, их опора на метод

наблюдения языкового явления позволяют развивать интеллектуальные возможности учащихся, формирует и

развивает познавательный интерес к языку, углубляет языковую интуицию.
Таким образом, практическая направленность словообразовательных упражнений, их опора на метод наблюдения языкового явления позволяют развивать интеллектуальные возможности

Слайд 29
Бондаренко, А.А. Русский язык для веселых девочек и мальчиков [Текст]:

книга для учащихся начальных классов / А.А.Бондаренко, И.В. Гуркова.- Новосибирск,

1995.- 109с. 9, с. 62]
Е.Г.Мережко Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах [Текст] // Начальная школа.- 2003.- №10 .- С.45-48.
Словообразовательный анализ на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа. - 1996. - №6. - С. 8-12.
В.П. Канакина, Е.В.Хромова (О повторительно-обобщающих уроках русского языка [Текст] / В.П. Канакина, Е.В.Хромова // Начальная школа.- 2003.- № 2.- С. 67-70).
М.Г. Кудряшова (Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения [Текст] // Начальная школа.- 2001.- №10.- С.71-75
Полтева –Лазарис, В.И. Сказки Пишичитая. Сказки о фонемах и морфемах [Текст] / В.И. Полтева-Лазарис. - Омск: Аркор, 2001.- 124с.
Бондаренко, А.А. Русский язык для веселых девочек и мальчиков [Текст]: книга для учащихся начальных классов / А.А.Бондаренко,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика