Слайд 1
РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
ПОДГОТОВИЛА: МИФТАХОВА С.Т.,
УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ «СОШ №1» г. Нижневартовск
Слайд 2Цели урока
1.Образовательная:
углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи
главного предложения с придаточным;
формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные
слова;
с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
воспитывать языковое чутьё;
внимание к происходящим процессам.
3.Развивающая:
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь,
разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
Слайд 4
Практическая работа: конструирование безличных предложений
Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса.
На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Задания:
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) — открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Слайд 5
Работа над темой урока
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:
какой?
х с. с.
[тот] , (кого ...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
какого?
х с. с.
[того + сущ.], (который ...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
Слайд 6 Таблица «Способ выражения указательных»
Слайд 7Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова
роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Слайд 8
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент:
замените предложенные союзные слова словом который; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
1. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Комментарий. Союзное слово чей вносит оттенок принадлежности, какой — оттенок сравнения, уподобления, когда — временной оттенок; что, как и который имеет общее определительное значение, но, употребляемое реже, оно более выразительно; кое — архаичное слово, придаёт тексту ироническую окраску.
Слайд 9
Практическая работа с языковым материалом
Задание
№ 1. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных
сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения. Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении?
1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно (Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).
Слайд 10Задание № 2.
Спишите. Подчеркните средства
связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются
необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?
1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали, стуча смычками по пюпитрам (Е. Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).
Укажите неопределённо-личные предложения.
Объясните правила пунктуации во 2-м и 4-м предложениях.
К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд слов, принадлежащих к этой группе.
Слайд 11
«
«Тренинг начинающего редактора»
Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников.
Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.
Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.
Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.
Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.
1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу . Расскажи - ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
Слайд 12Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
Выполните выборочный диктант по
упражнению № 100.
Выпишите сложноподчинённые предложения, употребляя указательные слова на
месте пропусков, составьте схемы выделенных предложений.
Слайд 13
Тест
1.Найди предложение с указательным словом.
А. Расплескалось красок столько,
что кружится голова.
Б. Скалы – это преграда, которую
нужно преодолеть.
В. Мы заметили, как на горизонте
показалась туча.
Слайд 14
2.Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному
А. Можно
было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть
мир и самих себя с раздумьем о прошлом.
Б. Позови своих прислужников да спроси их, что они скажут.
А. – Союз.
Б. – Союзное слово.
Слайд 153.На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе(1) куда
ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.
А. 1, 2, 3
Б. 2, 3
В. 1, 2
Слайд 16
Рефлексия. Подведение итогов
Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Задание. Рассмотрите
таблицу. Дополните её примерами. Подготовьте устное сообщение «Средства связи в
сложноподчинённом предложении».
Обращение к записи на доске
Средства связи в сложноподчинённом предложении
Слайд 17
Домашнее задание дифференцированного характера
1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока
на с. 67 – 68.
2.Выполнить упражнения:
а) упр. 104 (устно);
б) упр.
105 (письменно).
3. Творческое задание (по выбору учащихся). Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выписать 6-7 сложноподчинённых предложений с различными средствами связи придаточного предложения с главным.
Слайд 18Использованные материалы
Http://www.1september.ru/ru/
Http://urok.hut.ru/
Http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по
русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Тростенцова Л.А., Запорожец
А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. – М. Просвещение, 2014.
Фефилова Г.Е. Русский язык. 9 класс: планы – конспекты уроков.- Ростов н/Д: Феникс,2013