Слайд 1Формирование связной
речи
детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Учитель-дефектолог:
Приловская Ирина Александровна
Слайд 4Начальный этап
Диалог – разговор между двумя
или несколькими собеседниками.
Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые
(где? куда? Откуда?), проблемные
Беседа – диалог на определённую тему.
По содержанию рассказа
По картине
Слайд 5Основной этап
Формирование монологической речи:
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 6Направления работы по формированию монологической речи
Обучение пересказу
Обучение составлению рассказов
по картине
по
предложенному сюжету
по теме
- по данному началу
Слайд 7Критерии отбора текста для пересказа
Небольшой объём текста
Доступность содержания для данного
возраста
Чёткость композиции
Простота сюжета (одна сюжетная линия)
Доступность языка
Нравственность содержания
Художественность текста
Слайд 8Значение пересказа в формировании монологической речи
Качественное и количественное обогащение словаря
Употребление
обобщений в активной речи.
Формирование грамматического строя
Усвоение структуры связных высказываний
Развитие способности
к речевому самоконтролю
Усвоение художественных приёмов и средств.
Активизация познавательных процессов6внимания, памяти, мышления, воображения, представления.
Закрепление правильного произношения.
Слайд 9Содержание подготовительной работы
Знакомство с материалом, связанным с темой пересказа и
его содержанием(логопед)
Рассматривание книг, картин, иллюстраций
Наблюдение в природе, в жизни
Рисование, аппликация,
лепка, поделки по содержанию пересказа
Лексико-грамматические упражненияна материале пересказа
Материальное обеспечение
Заучивание наизусть потешек, скороговорок, стихов, способствующих пониманию текста.
Слайд 10Обучение пересказу
Первичное чтение текста без установки на пересказ
Второе чтение текста
с установкой на запоминание
Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются)
Работа над
текстом
Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности
Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста
Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений)
Третье чтение произведения
(расставление смысловых акцентов, , деление текста на части)
Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии)
Пересказ.
Слайд 11Формы оформления плана пересказа
Цитатный план –ключевой, значимые фразы из текста.
Вопросительный
план – вопросительные предложения, подсказывающий пересказ
Повествовательный план –простые повествовательные предложения
Назывной
план – односоставные назывные предложения
Пересказ по плану с опорой (зрительной и вербальной)
Слайд 12Виды зрительных опор для пересказа
Иллюстрации
Сюжетные серии
Набор предметных картинок к тексту
Символы
и пиктограммы
Слайд 13Виды вербальных опор
Деформированный текст
Подсказка первой фразы
Опорные слова
Опорные фразы
Слайд 14Виды пересказа
Коллективный с с обсуждением вариантов фраз
Выборочный –пересказ фрагментов
По цепочке
С
элементами драматизации
С изменением повествующего лица
Слайд 15По характеру литературного жанра рассказы бывают
Описательные
Повествовательные
Рассуждения (в дошкольном возрасте не
используются)
Слайд 16Рассказы по восприятию
Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок
Повествовательные рассказы по
сюжетной картине
Описательные рассказы по предметной картинке или предмету
Рассказы по представлению
Рассказы
по воображению
Слайд 17Рассказы по представлению
Носят произвольный характер
Имеют менее чёткую композицию
Зависят от объёма
знаний ребёнка
Темы взяты из жизни детей
Слайд 18Рассказы по воображению
Требуют развития воображения
Требуют образного мышления
Требуют моделирования сюжета и
композиции
Могут различаться по степени сложности:
-придумывание конца рассказа
-
составление рассказа по аналогии
- составление рассказа по готовому сюжету
- составление рассказа на заданную тему
Слайд 19Речевые тренинги
Лексические упражнения
-подбор признаков и действий к предметам
- подбор синонимов
и антонимов
- подбор родственных слов
Грамматические упражнения
- формо- и словообразование
- восстановление
деформированных фраз
-составление предложений
Постоянный фонематический контроль
Совершенствование диалогической речи
- упражнения в ответах и вопросы различной сложности
Слайд 20Структура занятия
Подготовительная работа
Беседа, проблемные вопросы
Рассматривание картинки
Составление плана описаний
Составление описания по
плану
Повторение рассказа (по цепочке, фрагментарно).