Разделы презентаций


Готовимся к ЕГЭ "Омонимичные части речи" (задание типа А18)

Содержание

ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИВспомним, что такое ОМОНИМЫОмо́нимы (от др.греч. ὁμός - одинаковый и ὄνομα - имя) — разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
задание типа

А 18
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и

литературы
МОУ «Многопрофильный лицей №1»
Чамзинского муниципального района
Республики Мордовия
Готовимся к ЕГЭ  по русскому языкуОМОНИМИЧНЫЕ   ЧАСТИ РЕЧИзадание типа А 18Автор презентации: Печказова Светлана

Слайд 2ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Вспомним, что такое ОМОНИМЫ
Омо́нимы (от др.греч. ὁμός

- одинаковый и ὄνομα - имя) — разные по значению,

но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Термин введён Аристотелем.

Выпишите из стихотворения В.Я.Брюсова омонимы
и определите, к какой части речи они принадлежат.

Мгновенья двигались и стали, Лишь ты паришь, свой свет струя… Меж тем в реке – из сизой стали Влачится за струей струя.

Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть чёрных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина.

ОМОНИМИЧНЫЕ   ЧАСТИ РЕЧИВспомним, что такое ОМОНИМЫОмо́нимы (от др.греч. ὁμός - одинаковый и ὄνομα - имя)

Слайд 3ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Проверь себя
Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть чёрных

кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей

метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали, Лишь ты паришь, свой свет струя… Меж тем в реке – из сизой стали Влачится за струёй струя.

В.Я.Брюсов

Ты кормила – глагол (кормить)
Сошлись кормила – сущ. (кормило)
Тяжесть кос – сущ. (коса)
Луч кос – кр.прил.(косой)
Метнулась пара – сущ. (пара)
За дымкой пара – сущ. (пар)
Была вина – сущ. (вина)
Как поток вина – сущ. (вино)
Мгновенья стали – глагол (стать)
Из стали – сущ. (сталь)
Свет струя – дееприч. (струиться)
За струёй струя – сущ. (струя)

ОМОНИМИЧНЫЕ   ЧАСТИ РЕЧИПроверь себяТы белых лебедей кормила, Откинув тяжесть чёрных кос… Я рядом плыл; сошлись

Слайд 4ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
А 18 Задания по данной теме в

КИМах формулируются следующим образом:
А.18. В каком предложении оба выделенных слова

пишутся слитно / раздельно?

Ответ на этот вопрос требует знания следующих орфографических правил:

слитное написание сложных прилагательных,
слитное написание наречий,
слитное написание производных предлогов,
слитное написание союзов

ОМОНИМИЧНЫЕ   ЧАСТИ РЕЧИА 18  Задания по данной теме  в КИМах формулируются  следующим

Слайд 5Пишутся слитно прилагательные
образованные на основе словосочетания: древнерусская литература -

т.е. литература древней Руси, чистосердечное признание - т.е. признание от

чистого сердца и др.;

прилагательные-термины, если первая часть начинается со слов мелко-, остро-, узко-, трудно-, высоко-, низко-, глубоко-, крупно-, сильно- и т.д.: остросюжетный, слабосолёный, мелкооптовый и др.;

прилагательные, употребляемые в книжном стиле: нижеследующее, вышеупомянутое, вышеизложенное, нижеподписавшиеся и др.
Пишутся слитно  прилагательные образованные на основе словосочетания: древнерусская литература - т.е. литература древней Руси, чистосердечное признание

Слайд 6Пишутся слитно наречия
образованные сочетанием приставки ПО- и сравнительной степени

прилагательного: поменьше, подлиннее, потуже, и др.;

образованные сочетанием приставки и

полного или краткого прилагательного: вкрутую, вправо, докрасна, сгоряча и др.;

образованные сочетанием приставки и наречия или местоимения: навсегда, насквозь, почему, вовсю, совсем и др.;

образованные сочетанием приставки В-, НА- и собирательного числительного: вдвое, надвое, втрое и т.д.;

образованные от такого слова, которое в современном языке без приставки не употребляется: взаперти, вдоволь и др.;

образованные от существительных верх, низ, высь, даль, глубь, ширь, век и т.д. со значением пространства и времени: наверх, вниз, вовек и т.д.
Пишутся слитно  наречия образованные сочетанием приставки ПО- и сравнительной степени прилагательного: поменьше, подлиннее, потуже, и др.;

Слайд 7Пишутся слитно производные предлоги
ввиду (= по причине):задержаться ввиду непогоды;
вместо: выполнил

работу вместо меня;
последствии (= потом): впоследствии он понравился мне;
вроде (=

подобно): нарисовал нечто вроде треугольника;
вследствие (= по причине): отстали вследствие аварии;
навстречу: вышли навстречу гостям;
наподобие (= подобно): написал наподобие фельетона;
насчёт (= о): договорился насчёт работы

Как отличить производный предлог от самостоятельных частей речи?
Производный предлог повторяется в вопросе:
поговорить насчёт работы – поговорить (насчёт чего?)

Пишутся слитно  производные предлогиввиду (= по причине):задержаться ввиду непогоды;вместо: выполнил работу вместо меня;последствии (= потом): впоследствии

Слайд 8Пишутся слитно союзы
чтобы, тоже, также, причём, притом, оттого, отчего, потому,

почему, затем, зачем, зато, итак
Различайте слитное написание: зато (союз) –

за_то (предл.+мест.), отчего (союз) – от_чего (предл.+мест.), оттого (союз) – от_того (предл.+мест.), притом (союз) – при_том (предл.+мест.),итак (союз) – и_так (союз + наречие). Помните, что к местоимению и наречию можно поставить вопрос, как к самостоятельным частям речи: Он умён, притом красив. При_том учебнике (при каком учебнике?) есть задачник.
Пишутся слитно  союзычтобы, тоже, также, причём, притом, оттого, отчего, потому, почему, затем, зачем, зато, итакРазличайте слитное

Слайд 9ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
А 18 Задания по данной теме в

КИМах формулируются следующим образом:
А.18. В каком предложении оба выделенных слова

пишутся слитно / раздельно?
ОМОНИМИЧНЫЕ   ЧАСТИ РЕЧИА 18  Задания по данной теме  в КИМах формулируются  следующим

Слайд 10А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Раневская

приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в грехах, а ТАК(ЖЕ) найти

покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

Страсть к чтению у него была ненасытна, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) скульптора Андреа Верроккио.
А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в грехах,

Слайд 11А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

(НА)КОНЕЦ

мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда лучи солнца начинают насквозь пронизывать

лес.

2) Доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

3) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.


4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.
А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда лучи солнца

Слайд 12А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало,

(ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

2) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

3) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то

Слайд 13А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
Эксперимент

был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.



2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО я и люблю это время года.

3) Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым, (ЗА)ТО её и любил и в деревне.
А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все

Слайд 14А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
(ОТ)ТОГО

места, где они распрощались с Бруком, их отделяли

теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.

2) И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа.

3) ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить мало знакомых мне людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме.

4) Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю фотографии на стене.
А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? (ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их

Слайд 15А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
(ПО)ЭТОМУ

пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Пришлось отказаться

(ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла

Слайд 16А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Наши

деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире

и согласии.


2) К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.

3) ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его виноватому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.

4) Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.


А.18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы

Слайд 17Знания прочные:
можно работать с тестом.
Было много ошибок:
необходимо повторить

правило.
Как ты оцениваешь свою работу сегодня?

Знания прочные: можно работать с тестом.Было много ошибок: необходимо повторить правило.Как ты оцениваешь  свою работу

Слайд 18Всем СПАСИБО за работу!

Всем  СПАСИБО      за работу!

Слайд 19Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче

практического экзамена. – М.: Тригон, 2008.

Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность

за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2010.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.

4. Штоль А.А. Русский язык для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2004.


Использованный материал:

Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2008.Макарова Б.А.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика