Разделы презентаций


Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Лексика. Стилистическая окраска слов. Стилистически нейтральные синонимы

Содержание

систематизировать знания учащихся о стилистической окраске слов; учить различать нейтральную и стилистически окрашенную лексику; формировать умение синонимической замены слов в тексте; готовить к самостоятельному выполнению заданий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Лексика. Стилистическая окраска слов. Стилистически нейтральные синонимы
ЗАДАНИЕ ТИПА

В 1

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературыМБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияЛексика. Стилистическая окраска

Слайд 2 систематизировать знания учащихся о
стилистической окраске слов;

учить различать нейтральную и стилистически
окрашенную лексику;
формировать умение

синонимической замены слов
в тексте;
готовить к самостоятельному выполнению заданий
типа В1 в КИМах ГИА по русскому языку в 9 классе

Цель:

систематизировать знания учащихся о  стилистической окраске слов; учить различать нейтральную и стилистически  окрашенную лексику;

Слайд 3Вспомним теорию
СТИЛИ РЕЧИ
разговорный
книжные
художественный
официально-
деловой
публицистический
научный
Стили речи – это деление внутри литературного

языка,
обусловленное целями и задачами общения.
Форма высказываний человека зависит

от того, где, с кем и зачем он говорит.
Вспомним теорию СТИЛИ РЕЧИразговорныйкнижныехудожественныйофициально-деловойпублицистическийнаучныйСтили речи – это деление внутри литературного языка, обусловленное целями и задачами общения. Форма

Слайд 4ОКРАСКА СЛОВ
нейтральные
слова
стилистически
окрашенные
слова
книжные
разговорные
просторечные
Вспомним теорию

ОКРАСКА СЛОВнейтральныеслова стилистически окрашенныесловакнижныеразговорныепросторечныеВспомним теорию

Слайд 5Приведём примеры
нейтральные
слова
стилистически
окрашенные
слова


просторечная лексика (слова, отличающиеся большей сте-
пенью грубости,

способные передавать отрицательное отношение
говорящего к каким-либо явлениям; просторечная лексика выходит
за

пределы строго нормированной русской литературной речи)

небось, отродясь, обормот, дрыхнуть, облапошить и т.д.



межстилевая
лексика
(слова, не закреплённые за
каким-нибудь определённым
стилем и употребляющиеся в
любой ситуации, лишённые
особой экспрессии, эмоций)

вода, небо, кровать, спать, делать, большой, горячий, весело, трудно, и , если, из-за, под, и т.д.



книжная
лексика
(слова, которым характерна
торжественность, поэтич-
ность, употребляющиеся пре-
имущественно в ораторской
и поэтической речи)

дерзание, отречься титанический, творец, отчизна, воспарить, дух, опус, и т.д.



разговорная
лексика
(слова, слова, придающие
речи оттенок непринуждён-
ности, неофициальности;
разговорная лексика не вы-
ходит за пределы нормы
русского литературного яз.)

чепуха, наобум, щуплый, халтурить, дрыгать, сподручней и т.д.

Приведём примеры нейтральныесловастилистически окрашенныесловапросторечная лексика (слова, отличающиеся большей сте-пенью грубости, способные передавать отрицательное отношениеговорящего к каким-либо явлениям;

Слайд 6Приведём примеры
Определите стилистическую принадлежность слов:
нейтральные
слова
стилистически
окрашенные
слова
руки,
лапы,
прогресс,
плакать,
реветь,
улучшение,
важничать,
форсить,
дрыхнуть,
спать,
разговор,
болтовня
путь,
стезя,
драпать,
бежать,
руки
лапы
улучшение
прогресс
плакать
реветь
путь
стезя
спать
дрыхнуть
бежать
драпать
форсить
важничать
разговор
болтовня
Какие пары образовали нейтральные

и
стилистически окрашенные слова?
С
И
Н
О
Н
И
М
Ы
(книжн.)
(разг.)
(прост.)
(книжн.)
(прост.)
(разг.)
(прост.)
(разг.)

Приведём примеры Определите стилистическую принадлежность слов:нейтральныесловастилистически окрашенныесловаруки,лапы,прогресс,плакать,реветь,улучшение,важничать,форсить,дрыхнуть,спать,разговор,болтовняпуть,стезя,драпать,бежать,рукилапыулучшениепрогрессплакатьреветьпутьстезяспатьдрыхнутьбежатьдрапатьфорситьважничатьразговорболтовняКакие пары образовали нейтральные и стилистически окрашенные слова? СИНОНИМЫ(книжн.)(разг.)(прост.)(книжн.)(прост.)(разг.)(прост.)(разг.)

Слайд 7Что такое синонимы?
Какую функцию выполняют синонимы в речи?
Что означает

понятие «стилистические синонимы»?
Стилистические синонимы — это слова, тождественные по своему

значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления:
глаза – очи (книжн.), зенки (прост.)
обман– навет (книжн.), враки (разг.)

Синонимы служат для уточнения мысли,
для повышения образности и художественной выразительности речи,
для избегания повторов

Синонимы — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение:
кавалерия – конница, большой – огромный
бояться – робеть

Стилистически нейтральные синонимы

Что такое синонимы?Какую функцию выполняют синонимы в речи? Что означает понятие «стилистические синонимы»?Стилистические синонимы — это слова,

Слайд 8В1. Замените книжное /разговорное/просторечное слово «…» в предложении … стилистически

нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задания по данной теме в КИМах


сформулированы следующим образом:

Стилистически нейтральные синонимы

В1. Замените книжное /разговорное/просторечное слово «…» в предложении … стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Задания по данной

Слайд 9Замените книжное слово «отречься» в предложении

«Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу,

но и от книжной премудрости я не отрёкся»

стилистически нейтральным

синонимом. Напишите этот синоним.

ОТКАЗАТЬСЯ

ОТРЕЧЬСЯ

Замените разговорное слово «парня» в предложении

«Однажды в театральном дворе Алиса увидела молодого парня и сразу поняла, что он не артист»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ЮНОШУ

ПАРНЯ

Проверьте свои знания

Замените книжное слово «отречься» в предложении «Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не

Слайд 10Замените просторечное слово «поддал» в предложении

«Я ей сейчас чуть не поддал

хорошенько: ни одной краски мне не даёт»

стилистически нейтральным синонимом.

Напишите этот синоним.

УДАРИЛ

ПОДДАЛ

Замените книжное слово «спич» в предложении

«Все картинно встали на колени вокруг столба, а Сашка произнёс торжественный спич в честь Прометея, Яблочкова и чугунолитейного производства.»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

РЕЧЬ

СПИЧ

Проверьте свои знания

Замените просторечное слово «поддал» в предложении «Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько: ни одной краски мне не даёт»

Слайд 11Замените книжное слово «воспарит» в предложении

«Когда голос её умолкал, я боялся,

что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица»



стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ВЗЛЕТИТ

ВОСПАРИТ

Замените разговорное слово «штуками» в предложении

«Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ПРЕДМЕТАМИ

ШТУКАМИ

Проверьте свои знания

Замените книжное слово «воспарит» в предложении «Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и

Слайд 12Замените разговорное слово «влип» в предложении

«Сергей понял, что на этот раз

влип серьёзно»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
ПОПАЛСЯ
ВЛИП
Замените книжное

слово «надлежало» в предложении

«На столе в комнатушке лежали потрёпанные книги, и мне надлежало укреплять их корешок и обложку»

стилистически нейтральным синонимическим выражением. Напишите это синонимическое выражение.

НУЖНО БЫЛО

НАДЛЕЖАЛО

Проверьте свои знания

Замените разговорное слово «влип» в предложении «Сергей понял, что на этот раз влип серьёзно» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот

Слайд 13Замените просторечное выражение  «страсть сколько» в предложении

«Идём на озеро раков ловить,

их там страсть сколько»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


МНОГО

СТРАСТЬ СКОЛЬКО

Замените разговорное слово «долговязый» в предложении

«Этот долговязый хмурый парень почему-то вызывал доверие, хотя был для нас совершенным незнакомцем»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ВЫСОКИЙ

ДОЛГОВЯЗЫЙ

Проверьте свои знания

Замените просторечное выражение  «страсть сколько» в предложении «Идём на озеро раков ловить, их там страсть сколько» стилистически нейтральным синонимом.

Слайд 14Замените книжное слово «отныне» в предложении

«Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели

странные речи, в которых незримо присутствовал Пушкин»

стилистически нейтральным синонимичным

словосочетанием. Напишите этот синонимичное словосочетание.

С СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

ОТНЫНЕ

Замените разговорное слово «щуплый» в предложении

«Голос принадлежал щуплому невысокому человеку»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ХУДОЙ, СЛАБОСИЛЬНЫЙ

ЩУПЛЫЙ

Проверьте свои знания

Замените книжное слово «отныне» в предложении «Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Пушкин»

Слайд 15Замените книжное слово «живота» в предложении

«Русские солдаты, не щадя живота своего,

днём и ночью гнали измученных французов»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите

этот синоним.

ЖИЗНИ

ЖИВОТА

Замените разговорное слово «штуками» в предложении

«Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками обшарпанный мячик, ходила в горы за кизилом»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

СТАРЫЙ, ОБОДРАННЫЙ

ОБШАРПАННЫЙ

Проверьте свои знания

Замените книжное слово «живота» в предложении «Русские солдаты, не щадя живота своего, днём и ночью гнали измученных французов» стилистически

Слайд 16Как вы оцениваете свою работу на уроке?
МОЛОДЕЦ!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Было много

ошибок:
необходимо повторить правило
Знания прочные:
можно работать с тестом

Как вы оцениваете свою работу на уроке? МОЛОДЕЦ!БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!Было много ошибок: необходимо повторить правилоЗнания прочные: можно работать

Слайд 17Всем СПАСИБО за работу!

Всем СПАСИБО   за работу!

Слайд 18Использованный материал:
Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к

сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.

Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая

грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/2
Использованный материал: Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.Макарова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика