Разделы презентаций


Задания по теме Лексика 5-6 класс

Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «По дорогам и тропам языка». Какие слова в названии книги употреблены в переносном значении? Определите тему и основную мысль текста. Слово – это одно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Задания по теме "Лексика"
© Лебедева Евгения Игоревна, учитель 1 категории
МКОУ

Новлянской ООШ
для учащихся
5-6 классов

Задания по теме

Слайд 2Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «По дорогам и тропам языка».

Какие слова в названии книги употреблены в переносном значении? Определите

тему и основную мысль текста.

Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу.

Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь означает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях».

Объясните знаки препинания в предложении в прямой речью.

Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «По дорогам и тропам языка». Какие слова в названии книги употреблены в

Слайд 3Запишите отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Слова». Какова основная мысль

текста?
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их

туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

Подберите синонимы к словам понятный, обычный, туманный.

Запишите отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Слова». Какова основная мысль текста?Люблю обычные слова,Как неизведанные страны.Они понятны лишь

Слайд 4Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Николая Рыленкова. Определите тему и

основную мысль текста. Какое слово можно назвать «добрым»?
На доброе слово

не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным – нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Но слова правдивого остерегаться –
Не то же ль, что собственной тени бояться?

Я истины эти – знаю измлада,
А думать над ними – всю жизнь мне надо.

1.Подберите синонимы и антонимы к словам добрый, правдивый, истина.
2.Подготовьте сообщение на тему «Слово – это поступок».

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Николая Рыленкова. Определите тему и основную мысль текста. Какое слово можно назвать

Слайд 5Прочитайте стихотворение Л.Татьяничевой. Объясните смысл названия.
Будьте добры!
Сколько просьб начинается с

«будьте добры»!
Скажите, который час?
Простите, глаза у меня стары…
Придите, беда у

нас!
Будьте добры,
Очень спешу…
Вас я, друзья, ни о чем не прошу.
Просто –
Будьте добры.

1.Объясните, пользуясь словарем, значение слов просьба, беда.
2.Выпишите предложение с обращением, объясните знаки препинания.
3.Составьте диалоги, используя будьте добры и другие вежливые слова на одну из тем: «В музее», «В библиотеке»,
«В магазине», «На экскурсии».

Прочитайте стихотворение Л.Татьяничевой. Объясните смысл названия.Будьте добры!Сколько просьб начинается с «будьте добры»!Скажите, который час?Простите, глаза у меня

Слайд 6Запишите отрывки из стихотворения Н.Матвеевой «Было тихо…». В каких значениях

употребляются в нем многозначные
слова земля, стол?
Было тихо, очень тихо,

-
Ночь на всей земле.
Лишь будильник робко тикал
На моем столе…
Было тихо, очень тихо, -
Тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал,
Бык ревел,
И две собаки
Дружно вторили во мраке
Ржанию коней.
Запишите отрывки из стихотворения Н.Матвеевой «Было тихо…». В каких значениях употребляются в нем многозначные слова земля, стол?Было

Слайд 71. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора?
2.

Подберите синонимы к словам тихо, робко, дерзко, дружно.
3. Докажите, что

слово тихий является многозначным. Составьте и запишите несколько словосочетаний (или предложений) с этим словом, употребляющимся в разных значениях. Подберите синонимы и антонимы.

4.Выпишите з текста глаголы, которые своим звучанием помогают нам представить звуки, издаваемые животными, предметами. Почему в этом стихотворении так много таких слов?
5.Выпишите из текста существительные, входящие в тематическую группу «Животные». Составьте кроссворд на эту тему, включив в него слова из стихотворения и другие слова на эту тему.

1. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора?2. Подберите синонимы к словам тихо, робко, дерзко,

Слайд 8Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Какова его основная мысль? На что

указывает название текста: на тему или основную мысль?
Слова, слова, слова.
Всему

название дано –
И зверю, и предмету.
Веще вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое незнакомо…
Язык – и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Какова его основная мысль? На что указывает название текста: на тему или основную

Слайд 91. Как вы понимаете слова «Язык – стар и вечно

нов!» Подтвердите примерами мысль, выраженную этими словами.
2. Перечитайте третье четверостишие.

К каким словарям вы обращаетесь, чтобы узнать значение незнакомых слов? Какие словари вам известны? Подготовьте сообщение на тему «Словари – наши друзья и помощники».
3. Подберите синонимы к словам старый, новый, вечно, полным-полно, огромный, ежечасно, давно.

4. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Что достигается благодаря их употреблению?

1. Как вы понимаете слова «Язык – стар и вечно нов!» Подтвердите примерами мысль, выраженную этими словами.2.

Слайд 10Отгадайте загадки, включенные в книгу поэта Георгия Ладонщикова «Скучать некогда»
Если

знаешь зверей, назови их скорей.
Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых

зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая…..

Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, жёлуди искал.
Не спугнул и мой Полкан.
Очень грозен был……..

Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка За отарой смотрят зорко. Еле ноги уволок От собак матёрый…..

Отгадайте загадки, включенные в книгу поэта Георгия Ладонщикова «Скучать некогда»Если знаешь зверей, назови их скорей.Эта рыжая плутовкаИ

Слайд 11Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел

он. К счастью, Тузик и Трезорка За отарой смотрят

зорко. Еле ноги уволок От собак матёрый…..

Если знаешь зверей, назови их скорей.

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это…..

Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он.  К счастью, Тузик и Трезорка

Слайд 121.Выпишите из загадок сложные слова, разберите их по составу.

2. Прочитайте

словарную статью, посвященную слову лиса, в толковом словаре. Каково переносное

значение этого многозначного слова? Какого человека (в разговорной речи) называют лисой.

3.Какую стилистическую помету имеет в словаре слово шустрый?

1.Выпишите из загадок сложные слова, разберите их по составу.2. Прочитайте словарную статью, посвященную слову лиса, в толковом

Слайд 13Используемые источники.
1.Т.М.Пахнова. Работа с текстом при изучении и повторении лексики./

ж.Русский язык в школе, №6-1995
2.Заставки, картинки: http://by-anna. ucoz.ru /publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/39-13-2

Используемые источники.1.Т.М.Пахнова. Работа с текстом при изучении и повторении лексики./ ж.Русский язык в школе, №6-19952.Заставки, картинки: http://by-anna.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика