Слайд 1Готовимся к ГИА по русскому языку
Брейн-ринг между 9-ми классами:
Средства художественной
выразительности
Подготовила Козлова И.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБУ школы
№21 г.о. Тольятти
2011-2012
Слайд 21. Определите, в каком предложении использована метафора.
А сама-то величава,
выступает,
словно пава.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для
обзора.
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится…
Слайд 32. Липы обруч золотой —Как венец на новобрачной.
Определите средство
выразительности.
Сравнение
Метафора
Метонимия
Оксюморон
Слайд 43. Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул
ветер - полетели.
Определите средство выразительности.
Сравнение
Олицетворение
Антитеза
Анафора
Слайд 54. Назовите вариант ответа, в котором употреблена гипербола.
Пчела из кельи
восковой
Летит за данью полевой
Ты всё пела? Это – дело…
Все флаги
в гости будут к нам!
…Редкая птица долетит до середины Днепра
Слайд 65. Так скушай же ещё тарелочку, мой друг!
Определите средство выразительности.
эпифора
оксюморон
метонимия
эпитет
Слайд 76. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд
и пламень
Не столь различны меж собой…
Определите
средство выразительности
Метафора
Антитеза
Лексический повтор
Риторический вопрос
Слайд 87. Найдите «четвёртое лишнее»
Лес, точно терем расписной…
Березы желтою резьбой
Блестят в
лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют…
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых
рамах.
Слайд 98. Иль нам с Европой спорить ново?
Иль
русский от побед отвык?
Определите средство выразительности.
эпитет
Риторическое восклицание
Анафора
Сравнение
Слайд 109. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди –
розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. Какое
средство выразительности использовано в данном отрывке?
Эпитет
Градация
Инверсия
Эпифора
Слайд 1110. Определите, в каком отрывке употреблена метонимия.
Сидит лодырь у ворот,
широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а
где рот.
Непуганая ташкентская весна прошла за окном, вступила в лето…
То стынешь в блеске лунного света,
то стонешь, облитый пеною ран
В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз
Слайд 1211. Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто
не разберёт, где ворота, а где рот. Определите средство выразительности.
Гипербола
Литота
Перифраз
Олицетворение
Слайд 1312. Найдите оксюморон.
С наглой скромностью смотрит в глаза
В ту
белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз
Простите, простите,
простите меня!
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Слайд 1413. Талии никак не толще бутылочной шейки. Определите средство выразительности.
Литота
Риторический вопрос
Антитеза
Гипербола
Слайд 1514. Найдите предложение с фразеологизмом
Он обязательно будет кривить душой перед
другими.
Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего
Стонет он по
полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
Слайд 1615. Быстро лечу я по рельсам чугунным. /Думаю думу свою.
Определите
средство выразительности.
ассонанс
аллитерация
олицетворение
градация
Слайд 1716. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»— Лисица, встретяся с Ослом,
его спросила. Определите средство выразительности.
Ирония
Антитеза
Градация
Риторический вопрос
Слайд 1817. Найдите «четвёртое лишнее»
Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким
Везде,
по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились
люди.
Как вышки, елочки темнеют
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Слайд 1918. Простите, простите, простите меня! – какой приём здесь использован?
Лексический повтор
Риторический вопрос
Инверсия
Градация
Слайд 2019. Найдите олицетворение.
Плачут вербы, шепчут тополя
В сто сорок солнц закат
пылал
Октябрь серебристо-ореховый
страна восходящего солнца
Слайд 2120. Определите, в каком отрывке использована перифраза.
Солнце русской поэзии.
Что ищет
он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Ученье
– свет, а неученье – тьма
Слухи действительно пошли. И самые фантастические
Слайд 2321. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ МЕТАФОРА.
Кормили плохо, вечно хотелось
есть.
Утка была некрупная, молодая.
Всё равно толку не добьёмся, нас восемь
человек, а она такая маленькая.
Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
Слайд 2422. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ ЭПИТЕТ.
Помните, он корчил рожи,
а вы ему сказали, что у него способности?
Здесь жила Мария
Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
- Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
Слайд 2523. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ СРАВНЕНИЕ.
Перед глазами его вдруг
встало лицо Марины...
Она была ему другом, и как же посмел
он сейчас так думать...
Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
Слайд 2624. КАКОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНО АВТОРОМ В ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:
«Серёжка
смотрит на неё, но видит не стадион, а
каменные стены
римского Колизея. Сейчас он не ученик
средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не
штаны и куртка, а кованые доспехи».
Гипербола
Метафора
Антитеза
Сравнительный оборот
Слайд 2725. КАКОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
«И он готов
ради этого работать день
и ночь, трудиться не покладая рук».
Эпитет
Олицетворение
Синтаксический
параллелизм
Фразеологизмы
Слайд 2826. КАКОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
«Вообще мои родители
то и дело обвиняли нас обоих в
нечёткости: мы нечётко
сообщали, кто звонил маме и
отцу по телефону и что передавали в «Последних
известиях», нечётко выполняли режим дня».
Лексический повтор
Эпитет
Олицетворение
Метафора
Слайд 2927. КАКОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
«За пятёрочками Наталья
не гонялась,
а они сами к ней липли».
Лексика разговорного стиля
Эпитет
Олицетворение
Гипербола
Слайд 30ОТВЕТЫ
Задание 21 - 4
Задание 22 - 4
Задание 23 - 2
Задание
24 – 3 (антитеза)
Задание 25 – 4 (фразеологизмы)
Задание 26 –
1 (лексический повтор)
Задание 27 – 1 (лексика разговорного стиля)
Слайд 31НАЗОВИТЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ АВТОР.
Слайд 32НАЗОВИТЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ АВТОР.
Слайд 34Ресурс создан по шаблону, созданному
Захаровой Т.А., методистом Рязанского института
развития образования, и
Байдаковой Т. Б., учителем русского языка и литературы
МОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края.