Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(11 КЛАСС)
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ
№1 г.Калининска
Саратовской области»
Балдина Марина Ивановна
Слайд 2«И О ЛУНЕ МОЖНО НАПИСАТЬ ХОРОШО, А УЖ НА ЧТО
ТЕМА ИСТРЕПАННАЯ». (А.П.ЧЕХОВ)
Слайд 3ЦЕЛИ УРОКА:
вспомнить основные признаки художественного стиля;
совершенствовать навыки работы с текстом
художественного стиля;
повторить тропы речи, выяснить роль выразительных средств в тексте;
формировать
умение создавать тексты художественного стиля с использованием средств выразительности;
развивать логическое мышление, память, творческие способности, воображение учащихся, наблюдательность, эстетический вкус;
воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, интерес к художественным произведениям, к родной природе.
Слайд 4ЗАПИШИТЕ ТЕКСТ. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ, АРГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЮ ТОЧКУ
ЗРЕНИЯ. ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММЫ И ПУНКТОГРАММЫ.
С (не)запамятных времен Луна пр(и,е)тягивала к
себе не только волны океанов но и взоры об…тателей Земли.
Показ(ы,о)вая то узенькие рожки то округляясь в шар залитая то серебря(н,нн)ым то пепельным светом, совершала свой путь луна окруже(н,нн)ая оболоч(?)ками тайн. Луне пр(и,е)писывали доброе но чаще злое начало.
Она была таинстве(н,нн)ой владычиц…й ночи.
(Вера Инбер)
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ
признаки художественного стиля
выразительность
образность
эмоциональность
эстетичность
Слайд 6ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ТРОПА И ЕГО РОЛЬ В ДАННЫХ ПРИМЕРАХ:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин)
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла. (А.С.Пушкин)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (А.С.Пушкин)
Слайд 7ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ТРОПА И ЕГО РОЛЬ В ДАННЫХ ПРИМЕРАХ:
Я замираю у окна,
и в черной чаше небосвода,
как золотая капля меда,
сверкает сладостно луна (В.Набоков)
В вечерней тишине так одинок и звонок луны изогнутый клинок. (В.Набоков)
Шафранный шар луны всплывает
из-за тучи (В.Набоков)
Слайд 8МАСТЕР ДИВНОГО СВЕТА
Куинджи – художник света. Свет – очарование, и
сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся
суть этого явления заключалась в Куинджи, в его феноменальности…
И. Е. Репин
Слайд 9ПО СТРАНИЦАМ «СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА» С.И.ОЖЕГОВА
Иллюзия – 1. Обман
чувств, нечто кажущееся; 2. перен. Нечто несбыточное, мечта
Феномен
– о человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-то отношении
Слайд 10
ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ 1880 Г.
В 1880 году в Петербурге
на Большой Морской была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина
— "Лунная ночь на Днепре". Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь.
Мастерство Куинджи в передаче лунного света — результат огромной работы, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы цвета, отыскивая верный тон.
Слайд 11
Лунный свет – самое удивительное в этой
картине. Его естественность определяется умением использовать световые и цветовые контрасты.
- Чем интересен лунный свет? Почему он притягивает наше внимание?
Слайд 12
Небо можно воспринимать как самостоятельную картину. Оно является главным композиционным
звеном.
Оно несет лунный свет, который соединяет землю и
небо в единое целое.
Слайд 13Ветряк – типичная примета украинского села. Человеческий мир и мир
природы сливаются в этой работе в целостный образ, отличающийся философской
глубиной и композиционной продуманностью.
Слайд 14Гладь реки искрится и колышется как живая – и здесь
куиджиевский иллюзионизм налицо!
Слайд 15Побеленные стены крестьянских хат зеркально отражают лунный свет, и в
этом взаимодействии крепко связывается земное и небесное.
Слайд 16ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Передо мной картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»…
«И о
луне можно написать хорошо…» (А.П.Чехов)
Луна – таинственная владычица ночи
Слайд 18 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) повторить средства выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение,
метонимия, синекдоха);
2) выписать из произведений русской литературы
отрывок по лунной тематике (например, «Лунная ночь в Отрадном» и «Святки» из романа Л.Толстого «Война и мир», «Свидание на кладбище» из рассказа А.П.Чехова «Ионыч», из произведений Бунина, из повести Гоголя «Майская ночь, или утопленница», из эпилога романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.), определить средства выразительности.
Слайд 19ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Вера Инбер. Избранное. – Москва, 1950 г. Государственное издательство
художественной литературы
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
Три
века русской поэзии. - Изд.: Просвещение, 1979 год, 864 стр.
Слайд 20МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
Бетховен - Лунная соната (Соната для фортепиано N14)
Слайд 21ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://thewhitewolf.3dn.ru/forum/51-726-1
www.liveinternet.ru/showjournal.php...
www.sunhome.ru/image/110915
http://muznarod.net/song/12593
www.russianculture.ru/formp.asp?id.